К какому спряжению относится глагол «зыбить» и что он означает? Сдающие ЕГЭ обязаны знать ответ. Но учителя русского сомневаются, что все: педагоги предлагают перенести сложные случаи в профильный уровень, если такая возможность все-таки появится.
Ранее «ПУ» сообщал о предложении разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни по аналогии с экзаменом по математике. С этой инициативой выступил образовательный омбудсмен Амет Володарский, поддержав обращения родителей и педагогов в Рособрнадзор.
По его мнению, это поможет эффективнее отбирать филологов в вузы, а другим абитуриентам — сосредоточиться на профильных предметах.
Так мы можем отбирать людей на филологические направления. Экономисту, например, можно сдавать базовый экзамен по русскому языку. Кто поступает на языки, лингвистику — конечно, профильный экзамен. Для остальных направлений я бы оставил базовый вариант экзамена. Это не значит, что они хуже или лучше будут знать русский язык. Просто у ребят больше останется времени на подготовку по другим предметам и получение знаний.
Амет Володарский
Русский язык — необходимый инструмент, освоить который должен каждый школьник. Учителя поэтому относятся к идее скорее с осторожностью, хотя соглашаются в одном: разделить ЕГЭ на базу и профиль все-таки возможно и в каком-то смысле разумно, ведь уровень владения языком у будущих инженера и филолога должен отличаться.
«Те дети, которые собираются стать инженерами, медиками, просто должны быть грамотными: какие-то тонкости, сложные лингвистические термины им не нужны. А ребята, которые будут журналистами, будут поступать на филологию, лингвистику, конечно, должны иметь другой уровень владения языком. Хотя, мне кажется, до вуза всем русский надо знать одинаково», — Лариса, учитель-словесник петербургского лицея.
«Эта идея кажется мне спорной. Русский язык — инструмент, который нужен каждому. С другой стороны, в ЕГЭ действительно есть сложные случаи, которые непрофильным специалистам вряд ли нужны. Например, в прошлом году добавили в исключения из глаголов 1 спряжения слова «зиждиться», «зыбить», «почить», которые, очевидно, современные школьники не используют. Они банально не знают их значения и не могут запомнить. Я бы сказала, что филологам, журналистам надо бы знать, как спрягаются эти глаголы, а инженеров можно оставить в покое», — Евгения, репетитор по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Мнения учителей, впрочем, расходятся в том, какие задания считать профильными: кто-то предлагает снизить планку для базы, а кто-то, наоборот, включить в профиль олимпиадные задачки.
«По моему опыту, для детей самые трудные задания из ЕГЭ, где необходимо работать со смыслом и с текстом, то есть второе, третье, пятое, шестое, двадцать второе и сочинение, где недостаточно выучить правило, а нужно еще язык чувствовать, быть начитанным, чтобы уметь различать значения слов и анализировать. Например, паронимы: многие с трудом чувствуют разницу между “артистичный” и “артистический”, как не объясняй. Вместо фразеологизмов, которые нужно знать для шестого задания, дети давно используют мемы», — Евгения, репетитор по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
«Я думаю, что базово дети должны породить грамотный текст без орфографических и пунктуационных ошибок. Кроме того, я бы включил задания по типу восьмого с идентификацией ошибок. Для профиля я бы усложнил программу большим количеством семантики и синтаксиса, чтобы ребята решали задачки по типу первых этапов лингвистических олимпиад», — Данила, педагог проекта «Ключи», Москва.
«Базовый уровень должен быть связан с общей грамотностью. Дети должны правильно говорить (то есть освоить орфоэпию, речь) и правильно писать (освоить орфографию и пунктуацию). Все, что связано со средствами языковой выразительности, может быть отнесено к повышенному уровню. Но на самом деле даже орфографию и пунктуацию можно разделить: в прошлом году я сталкивалась со сложными случаями, где много исключений, с дополнениями к правилу, со словами, которые редко употребляются», — Лариса, учитель-словесник петербургского лицея.
Но все-таки учителя пока не верят в успешное развитие инициативы, и сомневаются в ее целесообразности. Самый сложный вопрос, по их мнению, касается изменений в учебном процессе: как в рамках одного класса готовить ребят к экзамену на два разные профиля и стоит ли рисковать устоявшимися законами? Новые учебники, новые правила для экспертов и разделение на группы — в условиях школьного расписания педагоги находят это невозможным.
«Считаю, что это малореально, поскольку учителя русского не смогут такую нагрузку взять», — Данила, педагог проекта «Ключи», Москва.
«К базовому уровню математики у нас в школе так себе готовят — все усилия брошены на профиль, потому что физмат лицей. Но если так же русский поделить, как будут выкручиваться школы, если большинство будет сдавать базу? Это невозможно. Кроме того, сломается устоявшаяся система, к которой многие привыкли. Эксперты уже знают, как проверять, демоверсии выработаны, дети готовятся по одним и тем же сборникам. Если появится что-то новое, опять заново придется разбираться, и по этим рельсам спокойно катиться не получится», — Лариса, учитель-словесник петербургского лицея.
Что нового в ЕГЭ и ОГЭ 2026: смотрим на критерии и демоверсии
Изменения в русском языке, литературе и информатике
Читать далее
Фото: Freepik