Cодержание
Недавно мы рассказывали о студентах, которые учились на цифровых кафедрах разных вузов. Мы узнали многое: кому-то профпереподготовка помогла в карьере, а кому-то лишь помешала, став тяжкой добровольно-принудительной «обязаловкой». Но что об образовании будущего думает вторая сторона — преподаватели, которые пытаются замотивировать молодежь получать новые знания? Давайте разбираться.
«Мы собираем звучание всей нашей России»«Мы собираем звучание всей нашей России»
Как думаете, чему вообще учат на «Цифровых кафедрах»? Например, я сразу представляю, как студенты пишут код, проектируют сайты, собирают роботов, разрабатывают приложения и копаются в проводах. Но только этим все не ограничивается. О том, как современные технологии помогают создать «звучание нации», рассказал руководитель цифровой кафедры Российской академии музыки имени Гнесиных Константин Некрасов.
— Чем цифровая кафедра «Гнесинки» отличается от кафедр технических вузов?
— В рамках цифровой кафедры мы не просто осваиваем цифровые компетенции — у нас есть и проектное управление. Мы используем метод проектирования, прогнозирования и программирования — но программирование не как «цифровое», а как «построение программ деятельности с помощью разных сред, смешанных с искусством». Это уникальные для рынка навыки, которые после учебы пригождаются студентам: они выходят из вуза не просто как музыканты, которые могут использовать музыку, но и как музыканты, которые имеют компетенции работы с проектами — в том числе в цифровом поле.

— Расскажите о ваших студентах и о любимом проекте.
— Как только мы начинаем работать с проектами, инициатива студентов зашкаливает. Проектная работа — это творчество. У нас творческие студенты, и они генерируют много новых идей. Они придумывают, как можно помочь людям. Например, первоначально берут проблематику, близкую им, студентам, и говорят: «Я бы хотел облегчить жизнь студента вот таким образом» или «Нам не хватает вот этого». У них фокус на себе и на той среде, в которой они находятся.
У нас есть проекты про нашу академию и есть работы, которые выходят дальше, становятся чем-то более глобальным. Например, так у нас родился проект «Музыкальный суверенитет» — это национальная цифровая библиотека звуков, первая в нашей стране. Эту работу придумал и защитил наш студент в рамках школы творческого проектирования цифровой кафедры, которая проходила в Иннополисе.
«Музыкальный суверенитет» — это яркий проект невероятных масштабов, который отражает, как звучит наша Россия. В нем — русская культура: деревенские звуки, древние инструменты, о которых мы подзабыли, голосовое звучание. Каждая деревня звучала по-своему, своим тембром, в одном регионе — одно, в другом — другое. Мы собираем звучание всей нашей России, чтобы люди могли им пользоваться. Потом уже звуки идут и в рынок музыкальной индустрии, киноиндустрии: на их основе могут создавать музыку с национальным звучанием, отражающим звучание всей страны и всех ее народов.
«Мы привыкли: если разработка, то это айтишники» (спойлер: это не так)«Мы привыкли: если разработка, то это айтишники» (спойлер: это не так)
Не подумайте, что творчество доступно только «творческим» вузам. Технари тоже способны на многое — и проявляют свои умения они в более прикладных вещах, которые в будущем можно реально использовать в бизнесе.
О том, как устроена «цифровая кафедра» Санкт-Петербургского политехнического университета, рассказал кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Международного академического центра компетенции «Технологии интеллектуального предприятия» ПИШ «Цифровой инжиниринг» Антон Амбражей.

— Расскажите, что вы ведете на цифровой кафедре?
— На цифровой кафедре я скорее организатор обучения, руководитель программ. Очень много лет я занимался проектным процессным управлением, с точки зрения IT — это ERP-системы (ERP-системы — программы, которые помогают компаниям управлять основными бизнес-процессами в единой системе — прим. Ред). Кроме того, я был организатором массового обучения еще до программ цифровых кафедр.
В основном, я преподаю на программах вроде MBA (магистр делового администрирования — дополнительное образование для управленцев и владельцев бизнесом — прим. Ред). Я веду специальности, связанные с процессным управлением или поддержкой проектной деятельности. Также состою в команде курса «Основы проектной деятельности» — это самый мощный экосистемный курс в «Политехе».
Цифровая кафедра — это хороший повод применить технологии и методические наработки, которые были уже в рамках других проектов. Ранее я почти 13 лет работал в академических программах SAP — международной компании, которая делает программное обеспечение для бизнеса. Я проводил массовые курсы, а потом, когда SAP ушел из России, мы стали работать с 1С. Первый запуск крупномасштабного проекта — как раз цифровая кафедра по технологиям 1С. Мы работали на основе той же методологии, но все делали с нуля.
В 2023 году мы запустили сразу две программы на «цифровой кафедре»: одна больше по 1С:ERP и ближе к специальности бизнес-аналитика, а другая по разработке на платформе 1С:Предприятие.
— Как студенты восприняли появление «цифровой кафедры» в «Политехе»?
— На самом деле, как таковой «кафедры» нет. «Кафедра» — устаревшее понятие. В «Политехе» есть институты, высшие школы, так что студенты воспринимают цифровую кафедру как программу профпереподготовки, которой она и является: кто-то учится, кто-то нет. Отличительная особенность моих программ в том, что нам удалось создать огромную экосистему вокруг программ. Наверное, ни у одной программы в «Политехе» нет такого количества партнеров из реального сектора IT-компаний — у нас их порядка 15.
Когда мы проектировали программы, то понимали, что сделать реально хорошую программу без помощи профессионалов-практиков довольно тяжело, да и в формальных требованиях к программе это важный критерий. Поэтому наши программы делятся на две части. Первая — это хорошая, методически выверенная основная часть. Например, студенты изучают основы разработки на платформе 1С-предприятия или основы бизнес-анализа и выполняют практические кейсы в системе 1С-ERP, чтобы познакомиться с реализацией бизнес-процессов в IT-системах.
Вторую часть ведут партнеры. Они предлагают свои курсы в соответствии с предпочтениями студентов — это так называемые партнерские треки. Там студенты проходят следующий этап обучения внутри компании. Затем обучение плавно переходит в практику, и на выходе студенты готовят выпускные работы. Это удобно для студентов, которые хотят учиться и построить карьеру: учебный блок дает им базовые навыки, которые они потом развивают в бизнес-среде на задачах партнеров. Если все хорошо, то дальше партнер может взять студента на работу. Получается прямой лифт.
— А какая выпускная работа удивила вас сильнее всего?
— У 1С есть конкурс выпускных работ, в котором участвует цифровая кафедра. Участники моей программы заняли первое и третье место. В конкурсе предпочтение отдается работам, которые решают реальные задачи от партнеров, например, разработать какой-то сервис. Первое место заняла девушка, которая учится не по IT-направлению, но выбрала программу для разработчиков. Это удивительно, потому что мы привыкли: если разработка, то это айтишники. Победа этой девушки доказывает, что наши программы жизнеспособны и не только IT-специалисты могут за короткий срок успешно освоить разработку и сделать что-то реально полезное.
Вообще именно программа по 1С предлагает очень низкий порог вход в программирование: это не zero-кодинг (создание цифровых продуктов без написания кода — прим. Ред), но low-кодинг (создание цифровых продуктов с небольшим участием кода — прим. Ред). То есть вам не нужно быть асом программирования, чтобы написать что-то полезное. Это, конечно, подкупает. Плюс, уже сложились устойчивые отношения с партнерами, которые из года в год помогают студентам делать хорошие работы. Партнеры поручают нашим ребятам интересные задачи из серии «руки не дошли». Итог можно использовать не как готовое решение, но как прототип для работы.
— Насколько студенты инициативны в учебе на цифровой кафедре?
— Принцип такой: мы стараемся работать с теми, кто мотивирован. С теми, кто не мотивирован, работать сложно. Кто-то выполняет задания на минимальный уровень, но для людей, которые готовы работать, открыты большие возможности. В отличие от институтских программ, здесь нет жесткой «обязаловки». Студенты записываются сами, и с такими ребятами работать интереснее. Конечно, многие не оценивают свои силы, или у них в приоритете больше учеба, но с этим ничего не сделаешь.
— На ваш взгляд, как изменилась цифровая отрасль и вообще российское программирование в последние годы?
— Нас ждут перемены: скоро рядовое и не очень сложное программирование возьмет на себя искусственный интеллект. Пока этого не произошло, но к этому надо готовиться. Ландшафт поменяется очень сильно. Но спрос большой: я не видел ни одного кейса, чтобы студент, который учился и проявил себя, не нашел работу. У всех все получается, и они работают довольно хорошо.
«Устойчивую мотивацию проявляют 20–30% студентов»«Устойчивую мотивацию проявляют 20–30% студентов»
С аналогичными вопросами мы обратились и в другой технический вуз — МГТУ имени Баумана. О работе цифровой кафедры в этом университете нам рассказал Владислав Вайц.

— Чем вы занимаетесь на «цифровой кафедре»?
— Я руководитель цифровой кафедры, отвечаю за организацию работы и стратегическое развитие. Наша задача не ограничивается только образовательными программами — мы выступаем площадкой для пилотирования современных цифровых решений, которые затем масштабируются на уровень университета. К примеру, мы уже внедрили опытную эксплуатацию чат-бот для приемной комиссии всего университета, создали платформу стажировок и практик по принципу «matching» студентов и партнеров, а также сейчас разрабатываем новые сервисы для цифровизации процессов. Эти инициативы напрямую соотносятся со стратегией МГТУ имени Баумана 2030, направленной на развитие цифровой среды, трансформацию образовательного процесса и усиление взаимодействия университета с индустрией.
— В чем, на ваш взгляд, польза цифровой кафедры?
— Цифровая кафедра МГТУ имени Баумана помогает студентам дополнить свою основную инженерную подготовку IT-компетенциями. Это позволяет им выступать квалифицированными заказчиками IT-проектов, участвовать в цифровизации производств и эффективно взаимодействовать с современными технологиями в своей профессиональной сфере.
— А студенты оценили пользу кафедры? Посещают занятия?
— Активность студентов проявляется неравномерно в зависимости от формата обучения. Они наиболее активно вовлекаются в практические задания, проектные работы и мероприятия с индустриальными партнерами. Именно там студенты демонстрируют инициативность: берут на себя лидерские роли в командах, предлагают собственные решения, участвуют в хакатонах и форумах, посещают экскурсии на предприятия. В целом, практико-ориентированные форматы вызывают у студентов наибольший интерес и позволяют им проявить себя значительно активнее, чем при изучении теоретического материала.
По нашим наблюдениям (в том числе в рамках высшего образования), порядка 20–30% студентов проявляют устойчивую мотивацию: регулярно посещают вебинары, выполняют итоговые тесты и готовят проекты в срок. Остальных приходится дополнительно стимулировать. Для этого мы создаем систему мотивации через конкурсы, проектные активности и совместные программы с индустриальными партнерами, включая розыгрыши ценных призов и возможность практической апробации знаний.
— Какая работа студентов впечатлила вас особенно сильно?
— Яркий пример — программа «Архитектор платежных сервисов» в партнерстве с НСПК. Наш студент прошел конкурсный отбор на всероссийский форум Junior PayTech Forum и представил разработанный в рамках обучения платежный сервис. Проект получил высокую оценку отраслевых специалистов, среди которых были руководители финансовых организаций.
Фото на обложке: Freepik