В медийном пространстве, где преобладают короткие ролики и мимолетная концентрация внимания, есть ли еще место для глубины?
Специалист по цифровым стратегиям, возглавляющий креативное бюро «Газпром. Друзья Петербурга» — Мирослав Николаев рассказывает о медиавлиянии.
Это интервью — манифест о современной журналистике от человека, который рассматривает «клиповое мышление" не как угрозу, а как новый язык, которым необходимо овладеть. Это незаменимое чтение для всех, кто создает контент или просто хочет понять логику новой медиареальности.
Когда мне было необходимо выбирать специальность, то рассматривал только две профессии: телеведущий и актер. Но в конечном счете понял, что мне больше интересна журналистика, так как здесь ты можешь создавать и доносить до людей информацию, а также формировать тренды и влиять на общество в положительном ключе. Если актерское мастерство более культурно значимая, то, наверное, журналистика более социально.
Действительно, я около двух лет занимался театральной студией на Галерной, в школе театра и студии СПБГУ. Безумно благодарен преподавателям и моим сокурсникам, коллегам, актерам. Была очень приятная компания, за тот период мы прошли очень много интересных упражнений и тренингов. Также были интересные спектакли, в которых мы участвовали. Этот опыт и период в целом в театральной студии, действительно много мне дал.
Я достаточно долго после окончания театра снимался в различных телевизионных сериалах, кинофильмах в качестве некого хобби, в массовках и небольших эпизодах. Но сегодня я с огромным удовольствием посещаю театр как зритель, особенно люблю театральные спектакли. У меня также много друзей из этой сферы: Олег Рязанцев, Екатерина Тарасова, Артур Козин. Все эти люди прекраснейшие актеры театра МДТ, Мелодраматического театра Европы. А Олег Рязанцев вообще один из моих ближайших друзей.

Я считаю, что основной тренд идет на цифровизацию технологий и мышления. Все больше места в жизни человека занимает клиповое мышление. С одной стороны, это удобно, потому что из-за доступности и мобильности информации человек может в две секунды найти любой инфоповод. Но обратной стороной этой медали является тотальная заполненность человеческого сознания информацией. И вот в этом хаосе очень сложно вычленить те данные, которые действительно погрузят тебя в нужный информационный поток. И вот, на мой взгляд, главный тренд журналистики сегодня – это умение строить медиа с учетом цифровизации и клипового мышления.
Второй тренд – это адаптивность к технологиям, которые сменяют друг за друга. Если раньше на это уходило, например, 20–30 лет, чтобы появлялась новая технология, сегодня это буквально 2-3-4 года, и у нас абсолютно новые форматы и абсолютно новые способы подачи информации. Журналисты и журналистика в целом должны быть очень гибкими и адаптивными.

Да, действительно, я руковожу направлением «Креативное бюро» в проекте Газпрома «Друзья Петербурга». Он направлен на развитие и сохранение исторического наследия Санкт-Петербурга, развитие культурного кругозора петербуржцев. И в нашем проекте существуют различные направления. Ключевое, наверное, и массовое событие года – это всегда фестиваль «Друзья Петербурга». Он проходит в конце осени ежегодно, и больше 50 музеев принимают участие в этом фестивале, открывают свои двери для бесплатного посещения участников фестиваля.
В этом году центральным событием фестиваля стала инсталляция «Путь шедевра», которая символизирует некую дорогу, исторический путь по реставрации различных шедевров, в которых принимала участие компания «Газпром». Там представлена и реставрация картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи», и «Корабль Полтава», и многое другое.
Я считаю, что проект очень важен для города. В том числе мое направление, мы привлекаем молодых журналистов, даем им первый опыт работы. Полноценная редакция, возможность креативить площадку с большим количеством подписчиков, которые увидят их материалы. Для аудитории это потрясающий разнообразный культурный контент о музеях, фестивалях, интересных локациях города, интересных фактах о Санкт-Петербурге. Это такой симбиоз, который позволяет развиваться молодым журналистам в проекте и развивает аудиторию нашего проекта через материалы.
Профессиональная деятельность, которой я занимаюсь сегодня, меня очень радует и мотивирует. Можно сказать, что я занимаюсь любимым делом. Поэтому, наверное, буду развиваться в этих направлениях. Есть еще планы по развитию своих авторских медиа, телеграм-каналов и контент-агентства. Но в перспективе, возможно, тоже хватит на это время, и эти проекты тоже получат путевку в жизнь.
Мне предложили попробовать себя в роли преподавателя практика на кафедре цифровых медиакоммуникаций СПБГУ. И я решил, что это хорошая возможность для того, чтобы, внести свой вклад в развитие нашего общества через общение, работу и передачу опыта молодому поколению. Потому что мне хотелось, чтобы обучение было максимально полезным в сфере практики, при этом интересным. Как мне кажется, я постоянно работаю, чтобы практические занятия были как раз, отвечали требованиям максимальной вовлеченности, интереса и приобретения полезных навыков.

Сегодня я больше занимаюсь управленческой деятельностью, то есть я менеджер в сфере медиапроектов и редактор. Я считаю, что журналистика действительно может сделать наше общество лучше, потому что ключевой ресурс, а метод журналистики — это коммуникация. И я хочу, чтобы коммуникация была правильной, хорошей и полезной для общества. Мне действительно кажется, что каждый текст, который написан журналистом, или каждое видео, которое снято видеографом, может изменить жизнь людей к лучшему.
Беседовал Тимофей Артамонов (студент факультета журналистики в высшей школе журналистики при СПБГУ)