Одной из основных тенденций в образовании авторы
На этом фоне традиционные университеты, «браунфилды» (от англ. brownfield – возделанное поле), становятся все менее востребованными и уступают свои лидирующие позиции «гринфилдам» (от англ. greenfield – зеленое поле) – образовательным проектам, созданным с нуля на основе новейших технологий.
Это пока незаметно в России, которую бум образовательных технологий почти не затронул. И в то время как ведущие зарубежные университеты активно создают и продвигают свои «гринфилды», российские вузы «по-прежнему продолжают конкурировать за государственные бюджеты и платных студентов, <… >действуя в логике «браунфилда»».
Поэтому, как предупреждают эксперты «Сколково», для России и ряда других стран «существует реальный риск пропустить очередную технологическую революцию». Они предложили пять основных возможностей, которые дадут нам «шанс выйти на передний край развития глобального образования».
1. Формирование зоны онлайн-образования в России
Для начала эксперты предлагают адаптировать для российских студентов лучшие зарубежные онлайн-курсы: либо по тем компетенциям, которые требуют российские работодатели, но не дают наши же вузы, либо по «приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии». А параллельно с этим создавать собственную МООС-платформу с курсами, которые будут однозначно востребованы (обязательные языковые курсы для мигрантов, аттестация для поступления на госслужбу или общие интернет-курсы для нескольких университетов).
2. Продвижение лучших российских программ на зарубежных МООС-платформах
Таким способом, по мнению авторов исследования, Россия сможет, наконец, встроиться в международное образовательное пространство (чего она никак не может добиться, участвуя в рейтингах лучших университетов мира). Ученые предлагают разрабатывать первые российские курсы «исключительно на английском языке» в тех сферах, где «Россия традиционно сильна»: к ним авторы отнесли некоторые отрасли математики и физики, художественную литературу, культуру и искусство.
3. Перевод региональных вузов на технологические рельсы
По мнению экспертов, большинство российских вузов, расположенных в регионах, «испытывают жесточайшую нехватку квалифицированных кадров». «Несмотря на это, они продолжают предоставлять студентам полный пакет образовательных программ, часто не имея возможности обеспечить их качество», – говорится в докладе. Ученые предлагают внедрять в российские вузы онлайн-курсы, чтобы студенты могли обучаться по ним, а затем сертификаты о прохождении этих программ засчитывались бы вузами. Так студенты смогут получать качественные знания, находясь вдалеке от передовых образовательных центров.
4. Развитие индивидуального обучения
Ученые «Сколково» предлагают дать российским учащимся возможность самостоятельно выстраивать собственную траекторию обучения: благодаря ваучерам на прохождение онлайн-курсов за счет государства и работодателей, льготным образовательным кредитам и тьюторам для начинающих пользователей МООС-платформ.
5. Запуск инкубатора для российских стартапов
«Подобный инкубатор в России должен поддерживать образовательные проекты, <…> предоставляя предпринимательским командам необходимую образовательную экспертизу, маркетинг и продвижение разработок», – говорится в исследовании. По мнению экспертов, именно это даст России шанс за 3-5 лет «поймать формирующуюся волну и перейти на новый технологический уклад, став лидерами глобального образования».
Понятно, что эти рекомендации предназначены скорее для профессионалов, работающих в сфере образования: для чиновников, руководителей вузов, молодых предпринимателей и продвинутых педагогов. Но и нынешним школьникам, студентам и выпускникам вузов можно сделать кое-какие выводы: чтобы стать востребованным специалистом, недостаточно получить диплом конкретного вуза и необязательно вообще его получать.