Фоторепортер, писатель-фантаст, художник-иллюстратор.
Предложу ко вниманию две, пожалуй, самые весомые актуальные проблемы современной фотографии. Во-первых, отсутствие специальных учебных заведений с правом выдачи дипломов государственного образца. Государство, к сожалению, отдало это на откуп частникам. И многие считают себя фотографами, прослушав пару-тройку шоу под названием «МК», которые устраиваются по всей стране. И вторая – это отсутствие педагогической системы обучения. Фотограф должен, как мне кажется, соединить в себе и художественное, и техническое образование, и поэтому факультеты при университетах, худучилищах должны иметь специальность «Фотограф».
То, что фототехника стала доступна, безусловно, хорошо. Талантливая молодежь может реализоваться и в Москве, и в Рязани. Наши студенты из Рязани, к примеру, которым всего-то 12 лет, уже успешно в этом году участвовали в международной фотовыставке и получили дипломы. Вопрос в другом: любая фотография делается не фототехникой, а в первую очередь головой. Поэтому фотографы, творчески наполненные художественным образованием, гораздо успешнее. А техника – всегда инструмент, как лопата, кисть, резец скульптора и пр.
Галерейный бизнес у нас в «загоне». Люди перестали ходить на выставки, в кино, театры. Открыть так называемую бюджетную галерею просто невозможно... Так, мы уже не первый год пытаемся получить помещение на статусе госучреждения, чтобы после нас музей фотографии сохранил наследие. Увы, тысячи фотографий лежат у меня и моих друзей дома в комодах. А они уже бесценны... И если студентам до их выпуска не объяснят, что они не только должны создавать новое, но и бережно хранить наследие, они сами же выкопают себе яму небытия. Фотография – это почти то же, что и графика, и картины. Особенность лишь одна: фотография – это художественно-документальная история. Факт истории, из которой очень сложно что-то выкинуть...
Качество, которое нужно в себе иметь, чтобы быть фотокором? Потрясающая работоспособность. Не для хвастовства скажу: в день мне приходится делать до 500 фотографий, годных к публикации. Я как-то посчитал: у меня за два предпоследних года около 5600 публикаций в различных газетах, журналах в РФ и за кордоном. Простите, но я считаю себя ленивым фоторепортером. Молодые должны быть для начала хотя бы более активными.
Студенты фотоспециальностей с дипломом государственного образца на сегодня смогут образовать необходимый костяк преподавательского состава в различных городах страны. И это очень важно. Появится методика преподавания, можно будет говорить о специальных исторических, научных, методических исследованиях. Вот тогда-то из ремесла фотография может стать профессией.
Основной миф всех начинающих – это измерение длины объектива как результата: у меня длиннее – я круче. Как я уже говорил, фотографируют не камерой, а головой. И вот такой забавный случай. Однажды начинающий спрашивает меня, мол, какой у меня фотоаппарат. Отвечаю. Неподдельное удивление: «Валентин Валентинович (это он ко мне обращается), а как так выходит, что у нас с вами одинаковые фотоаппараты, но у вас фотки получаются, а у меня нет?»
Второй миф заключается в том, что все считают, что всем дано быть фотографами. Да, всем, но великие из них – единицы. Великая, гениальнейшая и очаровательнейшая Ольга Свиблова говорила, что одну фотографию может сделать даже обезьяна. Лучше не скажешь.
Умная, талантливая молодежь, как же хочется, что бы у вас все было хорошо. А поэтому учитесь у своих педагогов, изучайте опыт тех, кто создал мировую фотографию, пробуйте все новое, не бойтесь экспериментировать, изучайте не только фото, но и художников, графиков, дизайнеров и их опыт. Все это в итоге сделает вас и успешными, и востребованными. Помню, на первом курсе института профессор Самарский обратился к студентам на самом первом занятии: «Если кто-то из вас может обойтись без моих лекций – может не ходить на них никогда. Я поставлю ему зачет». Вот и мне хочется пожелать студентам решить, что им нужно: лекции или зачет.