Виктор Семикин, декан психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена:
Развитие человечества, всей культуры осуществляется через передачу опыта от поколения к поколению. Поэтому профессия педагога – одна из самых главных. На протяжении истории менялись цели, приоритеты, принципы обучения. И педагогу просто необходимо опережать время, заглядывать в будущее, прогнозировать. Если мы будем передавать молодому поколению только прошлый или нынешний опыт, то будем топтаться на месте.
В последнее время это стало особенно зримо проявляться. Сегодня остро востребованы новые идеи и подходы в образовании. С приходом новых информационных технологий мы видим, как нелегко педагогам: молодёжь имеет зачастую больше возможностей в получении информации.
Сейчас в педагогике происходят кардинальные изменения: в школах и вузах создаются новые образовательные стандарты. Теперь говорят об экономике знаний: знания играют важнейшую роль и в жизни людей, и в развитии экономики страны.
Мы живём в такое стремительное время, когда обновление технологий происходит очень быстро, и подготовка специалистов не рассчитана на жёсткий багаж знаний. Сегодня специалиста нужно учить умению осваивать новые знания в процессе всей жизни. Учитель до тех пор учитель, пока он учится сам!
Обучение в вузе отличается от школьного: с одной стороны, нужно осваивать фундаментальные науки, с другой – практические навыки. В процессе прохождения практики студенты знакомятся с технологиями преподавания, присматриваются к своей будущей специальности, работе. Сегодня акцент делается на практическую подготовку: разрабатываются новые педагогические стандарты компетентостного подхода. Герценовский педагогический университет является одним из лидеров разработке этого подхода. Компетентность – это не просто сумма знаний и навыков, это способность успешно выполнять профессиональную деятельность. Это интегральное образование, которое включает в себя знания, умения, интересы, направленность, готовность. Если раньше студент на экзамене ответил на вопросы, рассказал материал – и всё, то теперь необходимо ещё и готовность к решению практических задач, ситуаций.
В последние годы явно обозначился интерес к педагогическим профессиям со стороны абитуриентов и растёт конкурс в педагогических вузах. В обществе наконец появилось понимание важности и значимости профессии педагога, и поэтому на рынке образовательных услуг начинает складываться разумный баланс между спросом и предложением на специалистов педагогических профессий.