– Расскажите о самых «ходовых» техниках – что окажется наиболее эффективным, если впереди экзамен и времени не очень много?
– Техники запоминания разнятся в зависимости от того, что нужно запомнить: текст, списки, формулы или числа. Но, по моему мнению, самые простые и действенные мнемотехники – аббревиатуры и рисунки. Когда необходимо запомнить какой-то список, будь то список свойств алкалоидов, классов животных или признаков равнобедренного треугольника, можно из первых букв названий составить знакомое или несуществующее забавное слово. Например, свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключаемость, распределение. Зашифруем это в «УКРОП». И можно добавить связку смысловую: у героя передачи «Даешь Молодежь», Укропа, были проблемы с вниманием.
А в рисунках можно зашифровать любой вид материала, даже математическую формулу, главное – представить свои ассоциации и постараться отразить в них весь смысл. Чем они смешнее – тем лучше.
– А как тогда не забыть придуманные слова или собственные ассоциации?
– Наша память устроена так, что информация с яркой эмоциональной окраской, а также связанная с нашим опытом, очень хорошо запоминается – порой одного прочтения и «кодирования» достаточно. Кстати, если учить в компании, то ассоциаций и эмоций будет гораздо больше. Однако повторения материала бывает не избежать. Применение мнемотехник уменьшает необходимое количество повторов.
– А можно примерный алгоритм действий? Вот если перед тобой лежит какая-то теорема, которую нужно запомнить, а ты все время во всем путаешься. Как бы вы построили свои действия?
– Если есть время: надо постараться понять её, может быть законспектировать, зарисовать причины и следствия, логические переходы, найти про нее в другом источнике, где более легко написано. Затем использовать мнемотехнику: символически зарисовать основные понятия и переходы или ситуацию их использования. Повторить сразу после придумывания, по прошествии 20 минут, затем еще через 8 часов и 24 часа, через несколько дней.
Если времени на понимание нет: учить дословно, можно с помощью символизации каждого слова в формулировке теоремы. Еще помогает использование других органов чувств, например, можно записать теорему на диктофон, а потом ее прослушивать.
– А можно подробнее про «символизацию каждого слова»? Может, на конкретном примере.
– Вот смотрите. Теорема Виета для неприведенного квадратного уравнения. Квадрат изображает квадратное уравнение. Этот квадрат не привели – неприведенное. Корни из квадрата – корни уравнения: внизу – суммируются, сверху – умножаются. Сумма корней – деление второго коэффициента на первый с отрицательным знаком (термометр).Умножение корней – по аналогии деление третьего на первый коэффициент (ну, и что, что там свободный член, а не коэффициент), без отрицательного знака – солнышко

Может показаться, что полный бред, но, как уже было сказано, все странное и смешное хорошо запоминается. Например, мой друг запоминал столицу Брунея, Бандар-Сери-Бегаван, так: «Люди в банданах бегут и тут на них обрушивается селевой поток». Уже несколько лет помню эту ассоциацию.
– Какие есть еще методы, из самых эффективных?
– Есть те самые дворцы памяти, или чертоги памяти, которые стали популярны благодаря сериалу «Шерлок». Их упрощенная и первоначальная версия – «дорога Цицерона».
Допустим, нам надо запомнить виды структурного анализа органических соединений: кристаллография, элементный анализ, инфракрасная спектроскопия, масс-спектрометрия, спектроскопия ЯМР и УФ.
1. Необходимо представить знакомую дорогу/путь со всеми подробностями: остановки, магазины, деревья. Хорошо подходит дорога дом-школа.
2. Необходимо проассоциировать каждый вид структурного анализа с чем-то на этой дороге. Для меня это будет: кинотеатр «Кристалл» (кристаллография), там идет фильм «Пятый элемент» (элементный анализ). Стою на светофоре – быстро загорается красный (инфракрасный), довольно массивный забор у школы (масс-спектроскопия), на первом этаже кабинет информатики – там часто говорят о ядрах (ЯМР). На втором биология (там УФ), обычно я хожу на третий этаж.Таким образом, я проассоциировала все виды со знакомыми местами и даже сохранила их порядок.
3. Надо представить свой путь и попытаться все вспомнить.
– А как быть с цифрами?
– О, здесь есть классный метод на запоминание чисел, например дат, или периодизации чего-нибудь. Он заключается в том, что мы каждую цифру заменяем на слово, длина которого равняется значению. Ноль можно заменить на знак восклицания. Например: Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921) переделываем в «А поэтессу Ахматову обидел я поездками, эх я».
Подытоживая, хочется сказать: ребята, выучить за ночь это реально, и даже бывает весело, но очень изматывает, а в долговременной памяти при этом остается пустота. Начинайте учить пораньше и высыпайтесь, все получится! А еще заглядывайте в клуб «Инсайт», там познавательно и весело!