Прежде всего, смотри в чистовик. Если решил задачу в черновике, а потом переписал – проверь. Возможно, при копировании в решение задачи закралась ошибка. И это не пустые слова, за историю ЕГЭ по математике подобные описки снижали ценность работы на 10-20 баллов.
Всегда смотри в условие задания. Если в ответе на задачу про счет за электричество у тебя получилось 300 тысяч – задумайся. Эксперты рассказывают, что ответы на такие задания всегда максимально приближены к реальности. Однако, как показывает практика, многие выпускники, не задумываясь, переносят астрономические числа в бланк.
Зри в корень! А также в минусы и простейшие расчеты. Даже если и без калькулятора ты считаешь как машина – проверь то, что получилось. Школьники теряют знаки у чисел, неправильно извлекают корни и делают ошибки в простейших квадратных уравнениях. Так происходит из года в год, потому что мы склонны проверять только то, в чем сомневаемся.
Чего не делать?
Не ищи сложных путей. Если у тебя есть несколько вариантов решения задачи, выбирай тот, что короче. Ежегодно выпускники пишут громоздкие решения, и из года в год они становятся рассадником ошибок. Будь проще.
Не сокращай. За оформление работ баллы снимают каждый год. Не обоснован отбор корней? – минус балл. Не обосновано решение геометрической задачи? – еще минус. Если строишь какой-то график или, например, сечение многогранников, – описывай построение. Вообще расписывай решение как можно более подробно. Совсем в дебри лезть, конечно, не нужно, но ключевые моменты должны быть объяснены.
Не пиши в ответе на задачи "из жизни" десятичные дроби. Звучит смешно, но тысячи школьников в ответе на вопрос: сколько баночек йогурта можно купить на 25 рублей, не задумываясь, пишут 5,4.
Что повторить?
Геометрия! Именно из-за нее каждый год выпускники не добирают баллы. Например, в прошлом году с заданием С2 (где нужно уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами), не справились 92 % школьников.
Тригонометрия. Тригонометрические функции подкосили в прошлом году 80% школьников. Традиционно ученики забывают значения функций табличных углов и не понимают, как решаются тригонометрические уравнения.
Когда можно выиграть апелляцию?
Если дело все-таки дошло до апелляции, не нужно ее бояться. Из 253-х апелляций прошлого года 111 закончились повышением балла. Эксперты оказывались неправы и признавались в этом когда:
- ответ был верным, просто его написали не в той форме, которая указана в критериях проверки.
- ученик привел верный пример, но не тот, который от него ждали.
- решение было правильным, но очень сильно отличалось от авторского.
- не все эксперты одинаково поняли слово «обосновано» и иногда снижали баллы за недостаточное обоснование.
- пару раз случилось и такое, что решение было верным, но эксперты его не поняли, да.
А вообще, рецепт идеального ЕГЭ, по мнению заместителя председателя предметной комиссии СПб по математике, Владимира Некрасова, такой:
«"Написать ЕГЭ максимально хорошо" можно, если ты максимально добросовестно учился все годы, проведенные в школе. Тогда сам термин "подготовка к ЕГЭ" потеряет смысл.
Цель образования - не "подготовка к ЕГЭ" (к любому экзамену, в какой бы форме он не проводился), а в овладении определенным уровнем знаний и, главное, в овладении умением эти знания добывать».