Что хорошо
Начнем с положительных сторон. Повысился средний балл по русскому языку — по сравнению с прошлым годом, он вырос с 62,5 до 65,9. Судя по всему, несмотря на огромное волнение за декабрьское сочинение, некая польза от него всё-таки есть.
Разделение математики на базовый и профильный уровень очень помогло тем, кто не может назвать себя Альбертом Эйнштейном — средний балл составил 3,95. В прошлом году система была немного другой, потому и сравнивать сложно, однако самой распространённой оценкой была тройка — об этом свидетельствует то, что в среднем выпускники получили по 39,5 баллов. Согласитесь, обидно, когда тебе не нужно сдавать математику для поступления в вуз, а хорошую оценку получить хочется, хотя бы для себя — приходишь на экзамен, начинает трясти, вместо плюса ставишь минус, теряешь баллы... В общем, разделение математики по уровням — это хорошо. Ну а то, что профиль оказался не тем, чего ожидали смельчаки и отчаявшиеся — это уже совсем другой разговор.
Что не очень хорошо
К сожалению, хорошего помаленьку — даже несмотря на то, что сейчас точные науки пользуются популярностью (например, физику сдавало 22 процента выпускников, это второй по популярности предмет на выбор), упало среднее количество баллов по информатике (с 57,2 до 53,9) и биологии (с 54,1 до 53,6). Связано это, скорее всего, с тем, что стало меньше заданий с выбором ответа — вместо нескольких вопросов, в которых можно было ответить "наудачу", выпускникам предлагалось чуточку подумать и выдать слово либо число, которое являлось ответом на вопрос. При этом любая ошибка во время написания ответа, даже самая незначительная (например, хвостик на верхушке цифры "1") могла караться лишением целого балла. Впрочем, подобная скрупулёзность практикуется уже давно и никого не удивляет, хотя порой очень расстраивает — выпускники начинают плакать и срочно подают аппеляцию, сразу, не вытерев слёзы. И не каждый из них умеет успех. Скоро узнаем, как на подобные жалобы отреагируют в этом году.
Что плохо
И, наконец, самое невесёлое. В России до сих пор есть выпускники, которые не справляются с ЕГЭ и рискуют остаться без аттестата, и число таких несчастных почти не изменилось — 1,5% от всех сдающих. Введение устной части в иностранные языки прошло далеко не так идеально, как хотелось бы организаторам (хотя те, возможно, и не собираются это признавать) и самим сдающим. Связаны они, в первую очередь, с тем, что в аудитории было слишком много говорящего народа, который мешал сосредоточиться и слышать самого себя. Даже музыка, призванная как-то расслабить и огородить от внешнего мира, только отвлекала. В некоторых школах были обыкновенные проблемы с техникой — некачественные наушники, например, или нечеткое проигрывание звуков. И это еще если не говорить о долгом ожидании и невозможности установить собственную очередь — разве не правда, что некоторым легче отстреляться сразу, а другим нужно до последнего момента оттягивать экзамен, который выглядит как прогулка на эшафот?
В общем, нельзя говорить о ЕГЭ как об идеальном варианте решения вопроса "Как нужно тестировать выпускников на их выходе из школы?", но пока что нам ничего больше не остается, кроме рассуждений и надежд на то, что повезёт с вариантом, с расслабленным ассистентом или даже сломанной камерой наблюдения. Остается лишь надеяться, что работа над улучшением будет продолжаться.
В следующем году, возможно, ЕГЭ станет еще менее жестоким и еще более "открытым и честным". Ясно только то, что поблажек не будет никому, и что прислушаться стоит к старой поговорке "Готовь сани летом, а телегу зимой".