Тематические направления для «начальников» озвучили. Для «начальников» – потому что сами выпускники узнают конкретные темы за 15 минут до экзамена, а всего их обещают напридумывать более 300.
В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «Время», «Дом», «Любовь», «Путь». Пятое направление – «Год литературы».
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
В ФИПИ оставили комментарии к каждому направлению. Они, по словам ученого секретаря Института, составлялись так, чтобы ученик не смог догадаться, какая же именно тема сочинений попадется ему, когда он возьмет билет. Но подтолкнуть в верном направлении эти комментарии всё-таки смогут. Итак, что же писать?
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Не стоит писать о том, чем ты занимаешь свое свободное от учебы время, скорее важно, ценишь ли ты это время и почему. Время в твоем сочинении – штука глобальная, это нужно помнить. В качестве примера можно привести произведение И. А. Бунина «Темные аллеи», где главный герой размышляет о быстротечности времени. Другой вариант – пьеса Максима Горького «На дне», в которой тема времени коснулась актера.
«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
«Дом» – это такая тема, при которой у каждого обязательно возникают свои личные ассоциации и эмоции, а уж произведений с такой подоплекой очень много. Например, «Вишневый сад» А. П. Чехова, где герои пытались сохранить свое имение, или же «Война и мир» Л. Н. Толстого. Там дом находит свое отражение в семье. Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде. Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
Любовь – это действительно многогранное понятие. Но к нему надо подходить очень аккуратно. Как сказала Наталья Солженицына, не стоит брать для аргументов "Лолиту" или "50 оттенков серого", ведь слишком рискованно писать о произведении с маркировкой 18+. Да и зачем? Ведь русскими классиками написано столько произведений на эту тему, что выбрать одно или два очень сложно. Вспомните хотя бы лирику Пушкина.
«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Для такой темы подходит подходят стихотворения великих русских классиков. Можно взять «Странника» А. С. Пушкина и на этом примере раскрыть свою мысль. Проблема выбора жизненного пути поднимается в «Евгении Онегине», где главный герой пытается найти свой путь в жизни.
«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Ну, а здесь всё зависит только от тебя и твоей начитанности, поэтому вооружайся книгами, пока не поздно (и желательно, с маркировками 12+). Удачи!