Петербург встретил выставку «Упоротого лиса» не единодушно. Были даже плакаты «Лис, уходи!". В ответ Лис только пучил глаза и молчал.
За что пикетчики ругали мертвую лису? За то, что остальной российский народ увидел в аглицком зверьке что-то дико знакомое: остекленевший взгляд, потрепанный вид... Думаете, дело только в "выпил-раскумарился"? Это лишь первый, буржуазный уровень успеха Лиса.
Истинная причина таится в застывшем выражении экзистенциального ужаса, которое удалось запечатлеть художнику второй раз за всю историю человечества.
Первый такой взгляд вечности был пойман в 1975 году, когда на экран вышел "Ежик в тумане". Ежик вошел в туман и уже через год схватил первые призы во фрунзе и Тегеране. Двадцать восемь лет спустя он стал официально провозглашен мультфильмом всех времен. Но люди полюбили зверька не потому, что мямля Ежик был добрый и считал звезды: ря-ясь, дфа-а... Люди восхитились ликом ужаса, которырй металя в глаза зверя, кошмаренного туманными слугами ночи. Сам Хтон плясал в черных ежовьих глазах! Но простодушие оказалось сильнее смерти. И люди возликовали: значит, и мы спасемся?
«Упоротый лис» – пустопорожнее от смерти. В его глазах тот же самый ужас вечности, за который союзомбированные полюбили ежа, а мемомыслящие –нафталинового мертвяка. Только в лисьем взоре это уже не ужас-страх перед смертью, а ужас-обалдевание перед отсутствием ужаса перед смертью. Такое неподдельно искреннее пренебрежение царством теней, что глазами Лиса обалдевает сама Экзистенция: этих упоротых уже ничем не пронять.
На самом деле, чем тут проймешь, когда дохлый лис и вправду упоротый. А значит, сама смерть нам через плечо.