В 2012 году, 9 мая, в Томске свой первый шаг сделал Бессмертный полк. Тогда 5 тысяч жителей прошли по городу с портретами своих родных — героев Великой Отечественной.
В 2013 году к Бессмертному полку присоединились 120 городов и сел России, Украины, Казахстана и Кыргызстана, объединив 180 тысяч человек, а год назад патриотическое движение поддержали уже более полумиллиона людей разных стран и национальностей. Бессмертный полк шагает, собирая все новых бойцов. Как и почему возникло это движение? С этого вопроса и начался наш разговор с одним из его основателей — Игорем Дмитриевым.
- Игорь, существует мнение о том, что о Великой Отечественной войне пора ...ну, не забыть, а, скажем, поставить ее в ряд с другими историческими событиями прошлого. Потому что хотим мы или нет - время уходит, участников и очевидцев все меньше...
- Знаете, каждый человек умирает дважды: первый - когда уходит из мира живых, а второй раз - из нашей памяти. Да, все верно - были войны и трагические события и в прошлом, но их масштабы, потери и количество жертв несопоставимо с последней мировой или Великой Отечественной. И еще я искренне считаю, что наши солдаты совершили подвиг, а мы, их наследники, обязаны о нем помнить и им гордиться. Потому что нельзя в своем роду не гордиться героем-дедом или прадедом. Но ветеранов, действительно, остается все меньше. Вот почему мы решили - они все равно должны остаться с нами и в нашей памяти, а в День Победы мы понесем их в своих руках, хотя бы на фотографиях. Я не согласен с тем, что Великая Отечественная - всего лишь достояние истории. Если бы так было, то разве вышли бы тысячи людей в сотнях городов с портретами своих солдат? Вы видели, что в прошлом году на Невском делалось? Этих людей не по разнарядке туда согнали, и плакали многие тоже не по чьему-то указанию.
- Как вам пришла в голову эта идея?
- Все очень просто. Мой дедушка еще в те года, когда фронтовики были достаточно бравые и их было много, всегда водил меня на парад. Когда его не стало, я ходил на парады уже сам и водил свою дочь. И как-то раз, было это в 2011 году, я и мои друзья увидели: идет колонна, в ней полно детей, профсоюзных деятелей, депутатов и ма-а-а-аленькая, человек двадцать всего, колонна ветеранов. Тогда мы поняли - если ничего не делать, то празднование Дня победы скоро превратится в пшик, театрализованное действо. Ветеранов не станет и люди забудут, что их прадедушки и прабабушки когда-то были героями. Они же в каждой атаке шли на смерть, боялись ужасно, но шли. Мы решили, надо сохранить эту память, пусть наши герои идут 9-го мая в нашей колонне на наших руках. И это получилось. Три года назад в Томске на улицу вышло порядка пяти тысяч человек с портретами своих солдат. Ну а если это нужно нашему городу, значит, будет понятно и людям в других городах России. Так и оказалось. Дальше движение росло, как снежный ком. Люди сами присылали заявки, хотели, чтобы Бессмертный полк прошел и в их городах, и мы им помогали. Единственное наше условие - соблюдение Устава Полка, то есть движение должно остаться некоммерческим, не политическим, внеконфессиональным. Чтобы его не «затачивали» под себя политики, не пиарились на нем чиновники. В одном из городов координаторам полка установили квоту - в колонне пойдет не более 500 человек. Тогда СМИ и блоггеры начали задавать власти вопросы - «А моего дедушку вы в полк не запишите, он не достоин на параде пройти? Вы что, собираетесь нам справки выдавать, кому можно в Бессмертный полк, а кому - нет?»
- Рассчитывали, что к вам присоединится столько людей?
- Да мы и не думали о цифрах. Нам не было важно, сколько придет человек, а важно было, верно ли мы понимаем отношение людей к семейной истории. И вот в прошлом году вышли полмиллиона человек. И сегодня в Бессмертном полку есть люди не только из России, в этом году полк хотят собрать в Нью-Йорке, Доминиканской Республике, Норвегии, Франции. Но главное не цифры, не страны, а то, что дети начинают задавать вопросы своим родителям, рассматривать семейные фото, искать в архивах и интернете, на нашем сайте moypolk.ru Смотрите, у нас после войны вышло огромное количество книг с воспоминаниями крупных военачальников. Но войну-то выиграли простые люди - вчерашние школьники и учителя, механизаторы и строители, и вот сегодня появляется огромное количество микромемуаров простых солдат, возникает такое неформальное добровольное сообщество людей, которые считают, что сохранить память о победе - это очень важно. Я нормально отношусь к генералам и полководцам, но давайте не забывать одну простую вещь – войну-то выиграл не Сталин, её выиграл, мой дедушка – Кирилл Петрович, который прошел, будучи и санитаром, и пехотинцем от Белостока и до Берлина, и живым вернулся обратно, и миллионы таких же как он. И пусть даже рядовой Иванов не успел сделать ни одного выстрела и погиб в первой же атаке, попал под бомбежку – для нас он все равно герой. Потому что он пошел защищать свою жену, детей, односельчан, свой город, он не отсиживался, а значит совершил подвиг.
- Не все так считают…
- Многие просто не понимают значения слова «война», судят по современным фильмам, большинство из которых — гламурное фуфло. Как им объяснить, что такое война? Я так объясняю: вот у тебя в жизни был самый ужасный день? Возьми его и умножь на четыре года. Нормальный человек с ума сошел бы, а эти люди еще воевали, понимая, что еще секунда – и тебя может уже не стать...
- Наше поколение тоже воспринимает войну, как что-то огламуренное?
- Мне не хочется говорить о падении нравов. С Бессмертным полком идет большое число молодых людей не для того, чтобы потусоваться, а идут вполне осмысленно, с чувством гордости за своих предков, за своих солдат. Понимают и чувствуют, но не все… - Что такое, по-вашему, настоящий патриотизм? - Мой дедушка говорил - это прежде всего любовь к своей женщине, своим детям, своим внукам, близким. Потому что там, где они - там твой дом, и ты должен защищать его. Если надо - ценой собственной жизни.
- Тема патриотизма сейчас весьма конъюнктурна. Много акций, много денег на его «поднятие», но результатами могут похвастаться далеко не все начинания. Почему люди поверили Бессмертному полку?
- Потому что у нас не акция, а движение. Мы обращаемся к сердцу людей и не пытаемся заработать на этом денег или отпиариться. А люди, когда ты к ним обращаешься, сразу чувствуют - фальшь это или нет. Сейчас, к сожалению, во многих случаях созданием патриотических программ занимаются профессионалы по распиливанию бюджета, для которых патриотизм всего лишь очередная кормушка. Я всегда задаюсь вопросом: у них ведь тоже, наверное, деды воевали, как можно торговать памятью о них? Бессмертный полк не торгует. Это точно. Поэтому нам поверили - вот и вся история.