Как известно кофейное зерно в Россию завез Петр 1, но только спустя время «заморское зелье» стало неотъемлемой частью завтраков. Сложные времена наступили для кофеманов в советское время, тогда напиток не был «предметом первой необходимости». Но пришли 60-е годы, а с ними и африканские сухогрузы с кофе и кофе-машина – итальянского производства.
В Ленинграде эта чудо-машина появилась в 63-м году на Малой Садовой, потом уж такие аппараты установили и в других общепитах, но вкусней всего кофе был на Невском, а именно в кафе «Подмосковье», что открылось через год при ресторане «Москва». С каждым днем сюда приходило все больше народу, и тихая жизнь кафетерия канула в лету. В то время главным центром событий был Вьетнам, а южная столица Сайгон постоянно фигурировала в заголовках газет. Процветающая проституция и вечный пьяный угар давно стали неотъемлемой частью Сайгона, и советская молодежь подхватила вольнодумные идеи, тем самым окончательно прописав судьбу самого известного на тот момент кафе.
Пока во Вьетнаме шла война, ленинградской молодежи становилось тесно встречаться с друзьями в коммуналках, поэтому большинство из них перебралось именно в «Сайгон». Скучная советская предсказуемость сменялась любопытством, ведь никогда не знали, чем сегодня удивят здесь. Может, Бродский появится или же очередной наркоман «закатит глаза и сползет по стене». Программа всегда была разной, ибо главным актером мог стать каждый посетитель. Пока люди стояли в очередях к кофейным автоматам и общались, рождалась, совершенна новая культура, которую не увидишь на большой сцене. Самый настоящий андеграунд собирался по вечерам там: в реальности они были обычными кочегарами-фрезеровщиками, а здесь – поэтами, художниками и мыслителями. Гумилёв и Солженицын были в особенном почете, а хиппи воспринимались как обычное явление.
Любителей зависать в кафе прозвали «сайгоновцами», такими были добродушные «Митьки», Виктор Цой, Сергей Довлатов…Некоторые не смирились и уехали за бугор, другие дождались своего звездного часа на родине.
Я считал себя потребителем Сайгона, но никак не деталью его убранства, каковым являлся основной наполнитель… массой людей, любивших просто проводить там время. Это не плоды каких-то размышлений, и тогда я думал не иначе. Или, начав в Сайгоне, закончить вечер все той же пьянкой, чтобы убить этот несчастный вечер.
Сайгоновский дым, смешанный с запахом кофе, притягивал к себе и обычный люд. Даже моя бабушка, будучи студенткой, тоже была не прочь пропустить скучную пару. Правда, кофе она терпеть не могла – но, что поделаешь, ведь влиться в атмосферу как-то надо.
В огромной очереди иногда мелькали лица правоохранительных органов, которые нелестно отзывались о кафетерии:
«Сайгон» (кафе от ресторана «Москва») сейчас стал центром притяжения наших доморощенных «хиппи», панков и прочей плесени, но это выверты прежде всего другого рода…»( Ленинградская Правда, 19.07.87, интервью с начальником Управления уголовного розыска ГУВД).
Для серьезных ребят из КГБ «Сайгон» стал рыбным местом, где водились фарцовщики, хулиганы и тунеядцы. Ходит легенда, будто за зеркальной стеной кафе установили специальную аппаратуру для прослушивания: теперь все инакомыслящие тараканы были в одной банке. Возможно, поэтому кафетерий закрывать и не торопились.
Шли годы, поколения менялись. К 90-м многие непризнанные поэты начали вылезать из подполья, и вместе с этим посещаемость кафе значительно упала, а в 1989 году «Сайгон» вовсе закрывают. Потом на его месте появится магазин сантехники, затем откроется гостиница. За время своего двадцати пятилетнего существования «Сайгон» стал легендой, окутанной тайнами. Ведь многое действительно осталось за кадром: никто не знает, как появилось название кафе, был ли это оплот процветания андеграунда или же смрадный притон, существовало ли это кафе на самом деле? Нам остается только догадываться.
Группа энтузиастов во главе с Аленой Юртаевой, куратором выставки «Место бездействия», постарались воссоздать историю легендарного кафе в виде вырезок из журнала «Огонёк».
Все фотографии из частной коллекции художника Вальрана, а журнал «Огонек» - из домашних запасников моего коллеги. Мы тщательно подбирали заголовки к каждой фотографии. Ни один «Огонек» значительно не пострадал и в дальнейшем мы надеемся восстановить все журналы. А фотографии взяты из частной коллекции художника, там работы таких авторов как Окулов, Смелов, Самарин, Подгорков и т.д.
Выставка состоит из осколков истории: воспоминаний и фотографий, но здесь не найти экспонатов - о веселых 60-х говорит лишь дом на углу Невского проспекта и мемориальная табличка, повествующая о былых временах.