В этом году моя старшая сестра переехала в Швецию. Образование у Лены филологическое, учитель испанского и русского языков. Последние два года она жила там по нескольку месяцев, выучила шведский и даже начала работать по профилю: Лена стала преподовать русский и испанский языки в средней школе ребятам от 13 до 16 лет. Он у них идет как второй обязательный язык по выбору.
Сестра много рассказывала мне об особенностях образовательной системы Швеции, с которой она познакомилась на собственном опыте. Ее рассказы поразили меня.
На мой взгляд, во многом именно различие российских и европейских школьных систем, тех основ, которые закладываются детям, порождает бездну различий между нашим и западным обществом.
Начнем с того, что у них вся школьная система обращена к ученику: ее основная цель сделать учебу как можно легче и увлекательнее. В начальной школе делают то, чем у нас, как правило, занимаются в детских садах: рисуют, играют, поют, танцуют, но не более того. Учитель же, по сути, ничего не преподает, а просто наблюдает за ребятами и предлагает им новое занятие, когда им становится скучно.
В средних школах Швеции и др.стран, каждый ученик выбирает те предметы, которые он хочет учить, а также, в зависимости от его будущей профессии, сколько часов в неделю он хочет им посвятить.
Безусловно, есть определенный минимум программы, который школьники должны пройти в средней школе - базовый уровень, оценка «удовлетворительно» по всем основным предметам. В Швеции обязательное 9-летнее образование.
А перед началом учебного года школьник вместе с родителями и классным руководителем проводит специальную беседу, где говорит, например, что ему нужны математика, физика и черчение, по этим предметам он выбирает полную посещаемость и будет бороться за высокие баллы. А остальные предметы ему не очень нужны, и по ним ему достаточно той самой оценки «удовлетворительно» - минимум он выполняет. Так как ученик с самого начала заявил, что ему достаточно тройки, то больше от него требовать на этих предметах никто не будет.
Мало того, в день можно выбрать не более определенного количества уроков (обычно пять): школа следит за тем, чтобы ребенок не перегрузил себя. И это притом, что домашнее задание шведам практически не задают: все упражнения ученики делают в классе, дома же им просто предлагают повторить изученное. Поэтому когда моя сестра задавала своим ученикам домашнее задание, они смотрели на нее непонимающими глазами и на следующий урок пришли абсолютно неготовыми.
Когда же Лена спросила, почему они не сделали домашнее задание, один мальчик ответил: «Понимаете, сейчас у нас непростой месяц, бывает даже до пяти домашних заданий в неделю!». Как же не понять бедного мальчика! Трудная неделя ему выдалась.
Но и это еще не все: ученикам там не ставят текущих оценок, только за год. Считается, что это также может травмировать подростка, отбить у него желание учиться.
Если он не выполняет заданий учителя, не отвечает на уроках, не занимается, то максимум, что может сделать учитель, это встретиться с родителями ученика и попросить их как-то повлиять на ребенка. Это самый серьезный метод.
Вначале же преподователь должен сам постараться помочь ребенку, ведь, как полагают в Швеции, если школьник не учится, значит, учитель не нашел к нему правильного подхода. И только беседой, любовью к своему предмету и детям учитель может повлиять на своих подопечных.
Любые административные методы вляиния, как я уже сказала, запрещены: учитель не имеет права сделать выговор ученику, за плохое поведение не может выставить его из класса (в крайнем случае, можно отсадить его одного в другой класс и дать индивидуальное упражнение). Даже двойку или неуд за невыполненное задание поставить нельзя.
Однажды Лена опоздала на пять минут на свой урок: ее группа уже собралась, и когда она вошла в класс, ученики закричали, что она опоздала на двадцать пять минут. Лена подумала, что они шутят, но ученики с серьезным видом показали ей свои часы, телефоны: все доказывало, что она и вправду опоздала на двадцать пять минут! На часах в классе также стояло это время.
Представляете, как себя чувствует новый учитель, да еще и в другой стране, среди абсолютно чужих людей?
Но что же случилось с ее часами? Лена решила проверить, спустилась вниз и поняла, что время на ее часах правильное, а вся группа просто решила сорвать урок и перевела часы.
Лена была очень зла и, вернувшись в класс, пообещала устроить на следующем уроке зачет, для того, чтобы наказать обманщиков.
Увы, у нее ничего не вышло. Ученики нажаловались своим родителям, и на следующий день Лену обвинили в строгих и жестких методах преподования, хотя и сделали скидку на то, что она «приехала из России». Последнее замечание прозвучало обиднее всего.
Так моя сестра поняла, что значит «демократичное образование». Все ученики прекрасно знают свои права. Они отлично понимают, что вся система направлена на их комфортное обучение, поэтому абсолютно спокойны и ничего не боятся. Один ученик как-то сказал Лене: «Вы что же, не знали, что ученики в Швеции очень ленивы? Принимайте нас такими, какие есть».
Директор школы, в которую моя сестра сейчас устроилась на постоянную работу, так выразил ей главное напутствие на предстоящий учебный год: «Вы должны заинтересовать их. Докажите им, что ваш предмет интересен». В этом, как мне кажется, и заложены два основных принципа шведской образовательной системы.
Во-первых, школа воспринимается, как что-то, безусловно, положительное, но не обязательное. Заинтересуйте ученика, увлеките его, а не получится, значит, плохо старались, он не виноват, что не хочет учиться. Некоторые школьники бросают учебу в старших классах, уходят в творчество, идут работать или просто ничего не делают. И их никто не осуждает - пусть пробуют себя.
Иногда такой период затягивается, и потом уже взрослых шведов можно встретить в школе для иностранцев, пишущих по-шведски не лучше приезжих. Школьное время прошло, и им приходится учиться родному языку с эмигрантами.
А во-вторых, учитель должен все время что-то доказывать, показывать, что его предмет нужен и интересен. Ученики в Швеции все время задают один вопрос: «Зачем?» Зачем нам это учить/ читать/ писать? Слово «надо» для них не существует, а уговоров преподавателя им мало.
Недавно моя сестра была шокирована вопросом ее ученика: «А зачем писать Стокгольм с большой буквы? Какая разница?»
Что можно ответить на это? Конечно, есть определенные правила правописания, которые можно привести в ответ, но не ошарашет ли вас такой вопрос от подростка 14 лет?
Когда этим летом я приехала к Лене погостить, один ее ученик спросил меня, а задаем ли мы своим учителям подобные вопросы? Учитывая, какие отношения между учителем и учеником приняты в нашей стране, такой вопрос мне даже как-то никогда не приходил в голову.
И как только я ответила на этот вопрос, я поняла, что наше образование диаметрально противоположно и демократичным его назвать довольно трудно. Но по силам ли шведская демократия многим нашим ученикам? Хотели ли бы вы видеть таких людей вокруг себя? Отдали ли бы вы своего ребенка в такую школу?
Подумайте об этом, когда в слудующий раз будете критиковать нашу старую, консервативную школьную систему.
Юля ПРЯНИКОВА
первокурсница СПбГУ