Хотели бы вы вернуться в детство? На неделю, а, может, и на две? Снова беззаботно веселиться, играть дни напролет, участвовать в зарницах, вечерних выступлениях....
Самый короткий путь - пойти на каникулах работать вожатым. Дети заряжают энергией, дарят радость, помогают забыть все проблемы и заботы. Работать с ними - одно удовольствие!
И все было бы замечательно, если бы было так просто. Захотел, позвонил в офис понравившегося детского лагеря и устроился бы вожатым. Нетушки! Не получится. Лагерям требуются работники с опытом работы или воспитатели по образованию. Где же его взять, этот «опыт работы»?
А вот где: существуют специализированные школы, которые готовят вожатых. В одной из них мне удалось побывать. Вот, как это было.
Все случилось спонтанно - мне просто приснился сон, будто я работаю в детском лагере. Сон приснился с четверга на пятницу. Делать нечего, вещий же - говорят, что сны с четверга на пятницу сбываются! Пришлось срочно звонить в офис детского лагеря.
Естественно, я рассчитывала, что «Умные каникулы» меня сразу же возьмут на работу, ведь в этом лагере я успела кемпером побывать раз семь, и все меня там знали. Но не тут-то было. Опять этот «опыт работы»!
«Однако, - сказали мне на другом конце провода, - ты можешь пройти нашу школу вожатых, и после мы тебя возьмем на работу». Это была очень хорошая перспектива. Особенно, когда я узнала, что школа эта бесплатная.
Лагерь, который я выбрала, не простой, а языковой. Там дети изучают английский или любой другой язык на каникулах. Ходят на занятия, делают упражнения и в конце смены готовят театрализованную презентацию проекта на иностранном языке. Поэтому, в качестве вступительного испытания, нужно было письменно ответить на несколько вопросов по-английски, а так же заполнить анкету. Но это было не сложно.
Буквально через неделю мне позвонили из офиса и сказали, когда и куда приходить. Началось! В назначенном месте, в назначенное время я встретила многих своих товарищей и друзей из лагеря. Занятия вел профессиональный вожатый.
Занятия проходили вечером каждый четверг на Малой Конюшенной. На первое занятие пришло где-то 50 человек, включая меня и мою однокурсницу. Нас встретил Юрий (профессор Энжел по-лагерному).
Как только мы расселись по местам пр. Энжел устроил мозговой штурм. Вопрос был "Кто такой вожатый?".
Какие ответы только не прозвучали! И учитель, и творческий человек, и друг, и Цербер. В конце концов, мы сформулировали довольно ёмкое и четкое определение. На этом теоретическая часть была окончена, и нам показали видео с одной из смен.
Лагерь "Умные Каникулы" не простой лагерь, вы уж мне поверьте! Для меня он стал вторым домом.
В лагере действует строгое правило, называется "Респект" («уважение», анг.). Все участники смены должны друг друга уважать и радовать. Для этого нам, будущим вожатым, предстояло узнать, как организовывать бесконфликтное общение, как ликвидировать такое явление как "ребенок-изгой", а так же, как проводить профилактику ссор. То есть вожатые в этом лагере учат детей, не больше, не меньше, добру!
Одна из традиций лагеря также направлена на обучение разумному-вечному. Это система тайных ангелов. В начале смены каждый ребенок получает бумажку с никнеймом другого человека (в лагере все друг к другу обращаются по вымышленным именам, никам). Это - имя подопечного. А ребенок становится тайным ангелом, задача которого - баловать и радовать своего подопечного. Естественно тайно.
Отличная традиция! Знали бы вы, сколько у меня осталось плакатов с пожеланием доброго утра, записок с приятными словами, блокнотиков с подписью "от тайного ангела"! А уж сколько моих подопечных и ангелов теперь мои хорошие друзья, вообще молчу!
Второй академический час мы разучивали игры на знакомство. Проще говоря, играли. Первая игра называлась «Снежный ком». Мы все встали в круг. Первый человек должен был назвать свое имя и показать какое-нибудь танцевальное движение. Следующий должен был назвать имя первого, показать его движение, затем назвать свое имя и показать свое движение. И дальше по кругу. А человек нас было не мало. Последний человек показал нам целый танец, напоминающий ритуал призыва какого-то древнего божества.
Потом мы разучили еще несколько игр. После занятия большая часть ребят, включая меня, пошли в ближайшую кафешку. Обсуждать. Разошлись все довольные.
Следующее занятие было посвящено возрастным особенностям детей. Нам рассказали, чем младшешкольники отличаются от детсадовских детей, как вести себе, если ребенок не слушается и еще много-много интересного. Уже традиционно, вторую часть занятия мы играли.
На следующих занятиях мы узнали, как понравиться детям, как проводить воспитательную работу. Одно из самых интересных занятий было по ролевым играм. На нем мы узнали, что такое ролевая игра и для чего она нужна. Мы даже получили книгу, в которой были описаны некоторые ролевые игры.
Еще мы узнали, как учить детей, какой должен быть оптимальный распорядок дня, какие есть права и обязанности у вожатых... Все занятия были очень увлекательными и познавательными. Давненько я так чудесно время не проводила!
Единственное тяжелое занятие было «Первая медицинская помощь». Сложное, но необходимое. Там мы узнали, как действовать в случае различных травм, выучили все виды повязок и многое другое.
Для меня время, проведенное в школе вожатых, было бесценным. Я будто снова вернулась в лагерь. Последний раз «ребенком». Я познакомилась со всеми, выучила полезные приемы общения с детьми (их я, кстати, уже успешно опробовала на всех своих братьях и сестрах).
В конце обучения каждый получил сертификат. Теперь мы можем работать в любом лагере, ведь этот диплом действует везде! Это была очень хорошая новость. К сожалению, в лагерь мне, пока что, так и не удалось съездить. Но на зимних каникулах обязательно поеду!
Подробнее про школу вожатых можно узнать здесь: smartholidays.spb.ru. Там же в скором времени появится информация о следующем наборе в школу.
Также, если кому-то интересно, могу скинуть лекции. Пишите на е-мейл beatorichy@gmail.com
Екатерина СТЕНЬКО, студентка журфака СПбГУ