Каким Единый Государственный Экзамен в России будет через 20, а то и 30 лет? Попробуем пофантазировать на эту тему. Будем реалистами и отбросим утопичный вариант отмены ЕГЭ и возвращение системы образования советского образца.
Вот оно – светлое будущее, год 2030. Написаны новые учебники истории, наука шагнула вперед, язык тоже претерпел серьезные изменения – снова запретили говорить дОговор и брАчащиеся, русский алфавит сократился ещё на пять букв. Учебники по любому предмету едины для всей страны, рабочие планы «спускаются сверху». Например, во всех четырнадцатых (в следующем году обещали ввести пятнадцатилетку!) классах России урок истории проходит по средам с 9:00 до 9:15 утра. Животрепещущий в дремучих 2010-х вопрос переведения школ на самофинансирование решился просто: в городах школы остались и стали платными, а в деревнях да сёлах просто позакрывались.
К ЕГЭ теперь готовят с первого класса. Некие подобия ЕГЭ каждый школьник сдает первый раз, чтобы быть принятым в школу, а потом в каждом третьем классе. Существует открытый банк заданий, которые попадутся в экзамене. Таким образом, появляется возможность заучить строго определенный перечень вопросов, не обращаясь к иным источникам за дополнительной информацией. Критерии оценки уже не меняются годами. В 2019 году часть С по всем предметам проверяла машина, задания для этого были приведены в соответствующую форму, и теперь должны решаться по строгому алгоритму. Отступления чреваты потерей драгоценных баллов. А учитывая старый закон, по которому в вузе не может быть больше десяти бюджетных мест, каждый балл может оказаться судьбоносным.
Преподаватели высшей школы каждый год сталкиваются с исключительно лимитированными знаниями первокурсников и ограниченностью их кругозора. Проблема решается просто – кто смог быстро перестроиться, тому и удалось получить высшее образование. Однако, к концу четвертого года обучения все равно приходится вспоминать навык решения ЕГЭ – уже 17 лет существует единый экзамен для бакалавров.
Еще в первые 10 лет существования экзамена выявилась тенденция - тестовые задания от раза к разу подвергались все более очевидной стандартизации. Решая тесты, школьник наперед знал, что в задании А6, например, нужно будет найти предложение с причастным оборотом, а в В8 перечислить языковые средства, использованные в тексте. Вам и без меня хорошо известно, что за каждым номером задания закреплен вопрос на строго определенное правило. И никак иначе.
К чему такая нарочитая предсказуемость? Учитывая то, что только ленивый в середине 2000х не сетовал на пугающе низкий уровень интеллекта среднестатистического подростка, имело смысл делать экзаменационные задания более непредсказуемыми. Только это заставило бы школьника лишний раз пораскинуть мозгами, думать не системно.
Но получилось наоборот. Всеобщая образовательная уравниловка и унификация всего, что только можно унифицировать, привела не к повышению среднего уровня образованности в стране, а только сильнее расслоила его. Россию двигают вперед единицы, мертвым грузом таща за собой поколение тестов и единых образовательных стандартов. Далеко так не уехать, не так ли?
Юлия Мурашова