Пять углов



Пабликатор
Школьные проекты
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

приемная кампанияолимпиадародителиПсихологКуда сходитьшколаЮристАлые парусаКак сдать ЕГЭ на 100 балловабитур 2016студентыЛЭТИстипендиикинопрофориентацияМинистерство образованияPokemon GOчто посмотретьКаталог профессийрейтинг вузовкуда пойти учитьсяпрограммированиеувлеченияпоступлениеТворческиеШкольные проектывыпускнойВасильевафизикаМного платятхоккейвступительныеДля гуманитариевКонцертуниверситетвыставкипосле 9 классарусский языкдружба и враждаКак сдать ЕГЭЕГЭ 2016ВШЭинтервьюинформатикамузыкапсихологиябюджетные местапутешествияГарри Поттерегэ 2017Журналиствысшее образованиеитоговое сочинениелайфхакСПбГУсвободное времяУчительРособрнадзористориябудни студентовДевятиклассникамОльга Васильеваобщагасочинениепабликаторличный опыткем бытьДизайнердень учителякак живут студентыЛучшее на СтенеМГУлайфхакиканикулыОГЭИТМОкаталог сочиненийлитературакаталог вузовжурфакВостребованныеробототехникаВУЗрейтингразвлеченияискусствоМинистр образованияОбразовательная резняколонка редактораурокироботыкаталог увлеченийНовыекнигиобразованиематематикаЛингвистСтипендиявузы
«Не в те двери». Кому действительно стоит идти на журфак?

«Не в те двери». Кому действительно стоит идти на журфак?

Интервью с доцентом факультета журналистики МГУ Марией Аникиной

Просмотры
645

«У вас очень способная девочка, первая по русскому в классе, и прекрасно пишет сочинения! Пусть на журналистику попробует…» Слышали такое? Наверняка слышали, если сами ведёте рубрику «Журфак». А сколько ошибок, катастроф и бесполезных дипломов из-за этого, в общем-то, безобидного совета, знаете? Вместе с Марией Аникиной, доцентом кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, мы пытаемся разобраться в сложном, почти гамлетовском вопросе – быть или не быть: кому действительно стоит идти на журфак, и чем журналистика отличается от блогерства.

Число мечтающих стать журналистами огромное – конкурсы на журфаки зашкаливают, а еще постоянно открываются тут и там всякие школы, курсы, проводятся мастер-классы. И это при том, что вакансий всё меньше, зарплаты — всё «гуманитарнее». Объясните, в  чем дело? Почему реалии жизни не корректируют мечтания старшеклассников?

Наверное, отчасти из-за инерции. Но вообще тут две главные причины. Первая – журналистам и СМИ люди доверяют, то есть социальный статус профессии по-прежнему очень высокий. Вторая причина – журналистика – это качественное гуманитарное образование, которое можно получить, увлекательно проводя время, и это хорошая стартовая площадка для самореализации. Опросы, которые проводила наша кафедра, показывают, что выпускники журфаков часто планируют свою карьеру не только в журналистике, но и сфере пиара, связей с общественностью, политической сфере или науке.

Мария Евгеньевна, мы тоже недавно провели опрос среди 28 журфаков России, и выяснили, что многие выпускники по специальности не работают, заняты даже не в пиаре или политике, а в совершенно других областях. И многие вообще разочарованы, чувствуют себя людьми невостребованными, бесполезными. Может, дело в том, что изначально ошиблись с выбором? Помечтали, поступили, а потом оказывается, что совсем не так представляли себе профессию, что писать куда сложнее, чем читать…

Тут вы правы. Хорошо, когда приходит школьник в редакцию и хочет писать — у него есть время разобраться в себе, и он пробует. Другое дело, когда не пробует и сразу приходит в качестве абитуриента на журфак.  А еще заодно подает документы одновременно и в архитектурный, и на филфак, и на физфак. И тогда ясно, что на самом деле человек еще не знает, чем хочет заниматься. Может, ему надо было, скорее, подать документы на филфак или в литературный институт. 

Направления близкие, но в чем же разница?

В том, что настоящий журналист – это человек социально активный. По своему опыту работы с абитуриентами могу сказать: те, кто готов работать в журналистике и у кого всё получится, – это вовсе не обязательно те, кто хорошо пишут сочинения в школе. Настоящие журналисты – это те, кто хочет через своё творчество оказаться полезным обществу.

И где тогда делать первые шаги? В школьных изданиях? Или, может быть, в блогах? 

В редакциях. Хорошо, что есть ещё небольшие издания, районные, например, где работают люди, увлеченные своим делом. Здесь тебе помогут куда больше, чем в крупных. Чем раньше ты придешь в редакцию – районную, университетскую, школьную — тем лучше и эффективнее станет дальнейшее образование. У нас уже много лет проходит фестиваль школьных СМИ, издания тут самые разные – газет, которые распечатывают на обычном принтере, до серьезных телерадиостудий. И в каждом проекте есть, что отметить, каждый год появляется что-то новое и интересное. Как раз школьные СМИ обеспечивают общение и коммуникацию, показывают мир информации, учат, как себя вести в новом информационном пространстве. Конечно, учителей часто назначают руководить школьными изданиями, что называется, по остаточному принципу, и редакторами медиа становятся физкультурники или информатики. Но даже в отдаленных от центра регионах есть совершенно увлеченные педагоги, и школьники там снимают замечательные мультики и делают удивительные СМИ. 

Блоги – не лучший выход, потому что журналистика – это работа командная, а не самопрезентация и самореализация. Нужно не только, чтобы ты что-то писал-снимал, но и знал, зачем ты это делаешь. И здесь на помощь придут редакторы и наставники. 

Мой совет тем, кто начинает свои шаги в журналистике: читайте побольше хороших текстов. И пробуйте себя — чем раньше, тем лучше, чтобы намерение прийти на факультет журналистики было более осознанным.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать