«ЧЕБУРАШКА»
Кукольные мультипликационные фильмы, снятые Романом Качановым по книге Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» в 1969 году, подарили советскому зрителю известные образы Чебурашки, Крокодила Гены и Шапокляк.
С 1969 года выпустили около 4 анимационных и кукольных продолжений истории о Крокодиле Гене, Чебурашке и их друзьях. Простой сюжет о жизни необычных героев заставил говорить о себе даже за пределами СССР и позже — России. В 2010 году Япония выпустила ремейк «Крокодила Гены».
1 января 2023 года знакомая история детства прошла ребрендинг под руководством Дмитрия Дьяченко. Фильм «Чебурашка» занял первое место в кинопрокате спустя всего 9 дней. Режиссеру удалось не только создать картину, наполненную воспоминаниями, но и поднять вечные темы любви, предательства, дружбы и выбора.
Из разговаривающих животных остался только Чебурашка. Первые кадры фильма представляют собой интересную интерпретацию начала мультфильма, в котором Чебурашку находят в ящике с апельсинами. Главный герой все такой же пушистый любитель оранжевого цитруса, однако его история начинается с плантаций где-то в Испании, где неизвестный зверек – вредитель, ворующий фрукты.
Смерч приносит Чебурашку в маленький курортный город на юге России. Зверек случайно обнаруживает дом Гены, знакомится с героем и его близкими, сближается с «крокодилом». Если в мультике Гена и Чебурашка друзья, то в фильме пушистый зверек называет нового друга мамой. Режиссер подчеркивает важность семейных ценностей: Гена учит Чебурашку разговаривать и читать, в отличие от мультфильма, где пушистик уже умел говорить до знакомства с друзьями.
Современный «Чебурашка» – не продолжение «Крокодила Гены и его друзей», а отдельная история. Создатели не стремятся изменить сюжет оригинального мультика, не играют с ностальгией зрителей по детству. О знакомой истории напоминает лишь образ Чебурашки и финальная песенка Крокодила Гены.
Крокодил Гена превращается в угрюмого садовода Геннадия Петровича со сложной семейной историей. С помощью этого героя фильм приобретает жанр семейной драмы, которая разрешается во многом благодаря Чебурашке. На протяжение всей картины зритель окунается в воспоминания Геннадия Петровича: о гибели жены, отношениях с дочерью. От всего этого разрывается сердце. Садовод старается наладить отношения с Таней, которая и слышать не желает об отце, предавшем ее. Но только благодаря новому пушистому другу у «крокодила» появляется шанс помириться с семьей.
Свое место в истории находит и вредная Шапокляк, которая становится гендиректором шоколадной фабрики «Моя радость». Героиня хочет забрать бизнес дочери Геннадия Петровича, а Чебурашку отдать своей капризной внучке. В истории Шапокляк приобретает имя Римма, фамилию героини не упоминают в фильме. Однако даже номер машины «Ш001КЛ» намекает зрителю, что это та самая комичная мошенница из любимого мультика. Героиня Елены Яковлевой также имеет непростую судьбу.
Что говорят зрители?Чебурашка покорил сердце юного поколения. По данным Forbes за 2023 год, после выхода фильма игрушечного любителя апельсинов в России стали покупать в три раза чаще. Также увеличились продажи других атрибутов со знакомыми персонажами: например, книжек и фигурок. Детям настолько понравился Чебурашка, чем-то напоминающий маленького Йоду из «Звездных Войн», что они не смогли пройти мимо витрин со знакомым персонажем.
Взрослая аудитория отмечает, что новый сюжет «Чебурашки» совсем не детский, не понимают зачем вводить историю о семейном бизнесе. Минусом становиться и графика фильма, аудитория отмечает неестественность движений главного героя. Плюсом для многих зрителей стала игра актеров, «бодренький» сюжет и смешные шутки.
Дмитрий Дьяченко создал глубокую семейную комедию. «Знаешь, Ген, мне кажется, вы такие грустные, потому что не умеете прощать ни себя, ни других», — цитата Чебурашки, помогающая осознать посыл фильма.
Возможно, как замечают некоторые критики на стриминговых платформах, картина кажется слишком «недетской» за счет основной идеи о важности семейных уз, умение прощать и себя, и окружающих за проступки, потому что «у плохих поступков не бывает оправдания, но бывают причины». Однако важно доносить эту мысль до современного зрителя.
Кроме того, слова Гены подходят и под описание хорошего ремейка. Создатели не пытаются сыграть старую историю на новый лад, они создают самостоятельное произведение с важным посылом. В фильме нет однозначно плохих и добрых героев: у каждого есть история, наполненная горем. Чебурашка остается прежним, любимым пушистым зверьком, который помогает друзьям.
«БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ»
Первый советский мультипликационный фильм-мюзикл о необычных, веселых и порой опасных приключениях трупы музыкантов, созданный Инессой Ковалевской, «осовременил» режиссер Алексей Нужный. Вдохновленные прошлогодним успехом «Чебурашки», продюсеры «Бременских музыкантов» решили попытать удачу на аккордах другой классики советских мультфильмов.
1 января 2024 года на российские экраны вышел сказочный фильм-приключение «Бременские музыканты». Создатели картины решили отойти от оригинального повествования, они «перемешали» события, показали детство главного героя и новые неожиданные детали сюжета.
Сюжет мультфильма прост: персонажи путешествуют, исполняют песни, влюбляются, проходят через предательство и воссоединение – и все это почти без слов. С помощью музыки они передают переживания, понятные и знакомые каждому из нас. Стиль персонажей, напоминающий The Beatles их авантюризм и живость с первых минут цепляет зрителя.
Картина начинается историей маленького Трубадура, чью маму поглощают холодные воды реки. Герой отправляется в Бремен исполнять «свою песню», однако мальчик сталкивается с «законами улиц» и с бандой беспризорников во главе с разбойницей Луизой. К слову, в мультфильме трупа музыкантов встречает их после неудачной попытки Трубадура «пообщаться» с принцессой.
В экспозиции зритель знакомиться с Гениальным Сыщиком, который помещает маленького мальчика отбывать реальный срок «за всех своих друзей». После выхода из-под стражи взрослый герой, побывавший в «счастливом отпуске», грезит мыслью о месте атаманше. Он натыкается на бродячих музыкантов.
Новое звучание произведения во многом отталкивает зрителя, выросшего на музыке Гладкова. Для того чтобы привлечь аудиторию «быстрого потребления контента» авторы добавляют «экшена», словно в боевике, что отображается в эпизодах встречи с разбойниками в лесу и в спасательной операции города под песню «А мы разбойники…».
Что говорят зрители?Критике подверглись образы животных: интернет-пользователи говорили, что «мутанты»-животные неорганично смотрятся в фильме, а их грим ужасен.
В руках Алексея Нужного сказка о труппе бродячих музыкантов модернизируется. Вместо классической гитары в руках героев появляется электроинструмент. Да, как замечают многие критики, ремейк неоднозначен и вызывает смешанные чувства из-за искажения сюжета.
Однако режиссер добивается желаемого: новое поколение выходит из кинозала, напевая «А мы к вам заехали на час». Экшен-сцены заставляют современного зрителя, не отрываясь от экрана наблюдать за приключениями трубадура и бродячих музыкантов.
«ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ»
«Летучий корабль» — советский мультик, созданный Гарри Бардином по мотивам русской народной сказки. Сюжет простой: царь хочет выгодно выдать дочь замуж, сватая ее боярину Полкану. Брак не состоится, потому что героиня не хочет «по расчету» и влюбляется в трубочиста Ваню. В эпоху застоя и перестройки мультфильм был популярен.
21 марта 2024 года состоялась премьера фильма «Летучий корабль», режиссером которого стал Илья Учитель. Он удачно расширил сюжет сказки до полнометражной картины: авторы добавили новых героев, хорошо вписавшихся в современное прочтение произведения. При этом они не отходили от сюжета, придерживаясь линейного повествования, как в советском мультике.
Что нового в истории о корабле?
Летучий корабль — не главный «герой». Создатели обострили конфликт между Иваном, мечтающем о семейном счастье с Забавой и Полем: царевна не понимает, кто больше нравится ей в начале фильма.
Однако Поль — далеко не положительный персонаж, его связывает с Леди Джейн история, окутанная туманом. Ведьма же в этом фильме не играет второстепенную роль: персонажу Гагариной авторы прописывают целую биографию.
В своем путешествии Иван встречает Соловья-разбойника, Водяного, Бабок-Ёжек, волшебный клубочек. Этим сказочным персонажам уделяют больше времени, чем в оригинальном мультике. Здесь они становятся верными спутниками и помощниками Вани.
Соловей-разбойник отсутствует в оригинальном повествовании. Анну Уколову сложно узнать в роли этой рок-птички: в эпизоде встречи Ивана с этим персонажам звучит песня «На заре», знакомая современному зрителю после пика популярности в социальных сетях. Композиция группы Альянс благодаря Басте стала вирусной в Tik Tok. Исполнение «На заре» со всеми спецэффектами выглядит чужеродно, однако современный зритель узнает песню и подпевает.
Роль Водяного исполняет Сергей Гармаш. Персонаж живет под водой, из его уст звучит легендарная «Песня Водяного».
Особое внимание зрителя привлекают Бабки-Ёжки в исполнение одного актера Данилы Козловского. Он же и придумал всем своим героиням яркие образы. С первого взгляда актера не узнать под многослойным гримом: в фильме пять героинь Козловского пугают зрителя, потому что это не просто старушки, исполняющие песню и летающие в ступах, как в мультфильме. Они пытаются запечь главного героя.
Что говорят зрители?
Основной минус фильма – попытка «освежить» историю, добить в сказку современность. Особенно ярко это видно в эпизоде, где Поль превращает царский бал в дискотеку под биты чужеродные атмосфере доброй истории. Сленг тоже кажется лишним зрителю, не ожидающему услышать в сказке от царя выражение «Коза на троне».
Илья Учитель «построил» новый летучий корабль для современного зрителя. Режиссер «осовременил» сюжет, стараясь передать атмосферу советского мультфильма. Картина вызывает противоречивые ощущения. Рейтинг фильма на «Кинопоиске» составляет всего 5.5 баллов, а в недостатках зрители отмечают декорации, внедрение жаргона и новых песен, «простоватость» и «скучноватость» повествования.
Другая часть аудитории говорит о том, что к игре актеров нет вопросов, особенно к Водяному, полюбившемуся юным зрителям. Смотреть фильм можно, основная идея и сюжетная линия сохранены, но интерпретированы для привлечения внимания молодежи.
ТАК МОЖНО ЛИ ПЕРЕСНЯТЬ КЛАССИКУ?
Фильмы подверглись критике современного зрителя, видевшего и не видевшего оригинальную историю «Союзмультфильма». Картины получились яркие и интересные: кто-то переосмыслил классику, кто-то добавил новых красок в кино и попытался «осовременить» повествование.
В каждом фильме есть свои недочеты, но всегда возникает вопрос «Что может понравиться зрителю, насытившемуся спецэффектами и запутанными историями?».
Ремейки однозначно достойны вашего внимания: даже если вам не понравиться адаптация, вы все равно сможете поностальгировать о теплых временах.