Интересно, какими качествами надо обладать, чтобы пойти
работать вожатой? Дети – это, с одной стороны, большая ответственность, а с
другой – тепло и любовь. Так радоваться, как они, не сможет ни один взрослый человек.
Анна Яско – молодая вожатая, у которой появилось это сложное, но интересное
увлечение в юном возрасте.
Почему ты выбрала такой род деятельности?
Вообще я отношусь к
этому занятию скорее как к хобби. Начала заниматься этим я не так давно, но, кажется,
что уже половину жизни. На самом деле, хотелось попробовать себя в чем-то
новом. Оканчивая первый курс института, я увидела объявление о наборе в Школу
вожатых и решила, почему бы и нет. Не думала, что это так затянет. Но с каждой
сменой я открываю для себя что-то новое, знакомлюсь с интересными людьми,
приобретаю друзей. И не только ты учишь детей чему-то, но и они очень многое
дают тебе.
На кого ты учишься?
Педагогического образования у меня нет. Я учусь на 4
курсе в СПбГИК на культуролога, а специализация у меня будет арт-менеджер. Но
перед тем, как работать в лагере, я окончила Школу вожатых дополнительно в
своем институте. Кроме того, читала дополнительную литературу по педагогике и
психологии. Ну и, конечно, основную
часть опыта я получила уже непосредственно на смене в лагере. От лагеря часто
организовываются тренинги, курсы, мастер-классы, где тоже можно получить
полезные знания и навыки.
Не устаешь ли ты от детей? Не бывает моментов, когда все
хочется бросить и уехать из лагеря?
Если правильно построил работу с детьми, то, в общем-то,
уставать от детей не будешь. Иногда можно устать физически, от недосыпа или
«беготни». Я работаю в лагере, где один вожатый на отряд, но он небольшой – 12-15
человек. Кажется, что с напарником проще, но поработав так, я понимаю, что с ним
и большим отрядом мне было бы уже непривычно. Одному вожатому ни на шаг не
отойти и не отвлечься, потому что ты единственный стоишь на отряде, но зато ты
строишь работу так, как тебе нужно, и все дети твои, родные. Бывали сложные
моменты, но все бросить и уехать не хотелось. Иногда хочется уйти на выходной,
но почему-то возникает странное ощущение, и так неохота оставлять уже своих
детей с другим, «чужим» вожатым. Я слышала от своих коллег, что и они,
насколько бы сильно не устали, оставлять с кем-то другим своих детей опасаются.
Думаешь, вдруг они отвыкнут от тебя за день. Хотя, когда ты возвращаешься с
выходного, навстречу тебе бегут соскучившиеся дети с улыбкой до ушей, а ты
идешь к ним навстречу довольный и отдохнувший.
В каких лагерях ты была, и чем они тебе запомнились?
Пока была вожатой только в одном лагере. Это «Оранжевая
планета» («Планета мастеров») в Ленинградской области в Лосево. Кроме того, лагерь
проводит смены в Крыму и Болгарии. Он со спортивно-туристическим уклоном, со
следопытской методикой. Когда только начинала работать, хотелось побывать в
разных лагерях, сравнить. Но я так втянулась и привыкла уже к своему лагерю,
что хотелось возвращаться сюда снова и снова. Я работала и летом и на межсезонках
– осенью и весной.
Прежде всего, мне понравилось руководство. Это активные и
преданные своему делу люди. Рабочий коллектив в основном состоит из молодежи,
ребята-вожатые и руководители – интересные и отзывчивые люди, каждый занимается
помимо лагеря чем-то своим увлекательным. Все вожатые имеют совершенно разное
профессиональное образование, свое хобби. Поэтому с ними интересно не только
работать, но и встречаться и общаться в городе вне смены. Помимо просто работы
на сменах, есть масса других интересных дел и бонусов. Мы проводили фестивали
от лагеря в городе и в области, у «Оранжевой планеты» есть своя Школа вожатых,
а лекции и тренинги там может проводить любой опытный вожатый, который,
казалось бы, совсем недавно сам пришел в этот лагерь… Сотрудники лагеря –
руководители, вожатые, кружководы, ведут активный образ жизни. Мы ходим вместе
в походы, устраиваем развлекательно-образовательные выезды.
Сами смены очень насыщены. Ребята всегда заняты делом. Интересна
и тематика смен, детей обучают спортивному туризму, проводят тренинги по сбору
палаток, учат, как правильно разжигать костер, ориентироваться на местности.
Помимо этого, в лагере есть скалодром и веревочный городок. Вожатый всегда с
детьми и, таким образом, сам совершенствует свои навыки и получает новые
впечатления.
Чем ты можешь похвастаться в работе вожатой?
Особых званий у нас нет. Но достичь профессионального роста
вполне реально. Все зависит только от тебя и твоего желания. У нас есть
руководители с большим опытом, но которым по душе больше работа с отрядом, чем
руководство вожатыми. Поэтому часто можно видеть недавнего руководителя в роли
вожатого и наоборот. Я пока не пробовала себя в роли управленца, но в
перспективе хотелось бы.
Похвастаться могу, наверное, только тем, что получила в
совокупности сотни счастливых улыбок и любви от огромного количества детей. А еще,
что теперь я умею разжигать костер с одной спички, ориентироваться в лесу,
ходить по канату, придумать и продумать мероприятие за 10-15 минут, если
случился какой-либо форс-мажор, и высыпаться за три часа. У меня дома есть
коробочка, где хранятся подарки от детей, сделанные ими.
Планируешь ли ты связать свою работу дальнейшую с детьми?
Далеко еще не заглядывала. Но становиться педагогом всерьез
не думала. Но знаю, что пока есть желание и энергия ездить на смены, буду
ездить. Может быть, это и дальше будет моим хобби, некой сменой деятельности,
помимо основной работы.
С какими трудностями ты сталкивалась?
Когда только начинала работать в лагере, было сложно
привыкнуть к графику – подъем у детей в 8:00, значит нужно встать раньше, а
ложились вожатые по-разному. Целый день на ногах, первые дни тяжело, но потом
быстро привыкла. Первый раз было страшно идти с детьми в лес в поход, очень
переживала, что кто-нибудь потеряется, что-то забудем. Бывали какие-то
конфликты в отряде между детьми или между ребенком с моего и соседнего отряда.
Трудно бывало и с родителями. Они сильно переживают, отпуская ребенка в лагерь
почти на месяц, и это понятно. Но, как показала практика, к взрослым людям найти подход иногда сложнее,
чем к детям. Мероприятия в лагере очень разнообразны и не все из них я могу
провести идеально. Но я всегда могла обратиться за помощью к коллеге, если у
него лучше, чем у меня получалось вести, например, поэтический вечер. Я
прописывала программу, а другой вожатый или вожатая вели.
Я работала с разными детьми (от 6 до 15 лет). Для меня
сложнее всего показалась работа с малышами (6-7-8 лет). Ты отдаешься им
полностью, нужно больше энергии, полный контроль. Внутри отряда между малышами
чаще возникают конфликты, им нужно больше внимания.
Как выходила из сложной ситуации?
Если ситуация касалась серьезной проблемы в отряде,
какого-то конфликта, который я была не в силах разрешить, то обращалась к
своему руководителю, начальнику. У них опыта больше, они всегда помогут и
поделятся знаниями. Но бывало и так, что ребенок просто требовал твоего
внимания. Тогда я разговаривала с ним наедине, внимательно слушала, что его
беспокоит на самом деле. Иногда хватало просто хитрости. Например, если ребенок
очень активный и после отбоя его не уложить, то в течение дня мы много бегали и
активно играли. А чтобы быть бодрой и энергичной с утра, помогал разговор с
коллегами-вожатыми и веселая зарядка с отрядом.
Если сложности возникали на каком-то мероприятии, то опять
же помогали коллеги. Мы друг для друга, как палочки-выручалочки, если что
подменим, подкинем идеи, поддержим морально, успокоим или развеселим. Вообще,
главное, для того, чтобы найти выход из любой сложной ситуации, надо быстро
реагировать, говорить и слышать.