Тяжело быть актером?
А актером, который преподает детям и вкладывает в них свои знания и умения? Несмотря на все трудности, Варвара Атаева идет к своей цели. Правда,
она пока что не до конца определилась, чем именно хочет заниматься.
Как начался твой путь
педагога?
Задумалась я о педагогике на четвертом курсе,
когда училась в СПбГИК на факультете режиссуры и мастерства актера. После
выпуска устроилась на работу в ДДЮТ (Детский Дом Юношеского творчества). Был
выбор: остаться в Петербурге и работать педагогом или уехать на периферию в
театр. Решила остаться в Петербурге.
Почему именно педагог и
театральное мастерство?
Меня всегда привлекало слово – мастер. В моем понимании это
не пустое слово. Я тоже хочу быть мастером своего дела. Я с детства видела себя
играющей на сцене «великую судьбу». Вот такая роль жила в моем сознании и
сердце – «Великая судьба», и сыграв ее, я верила, что мир изменится. Поэтому
пошла в актрисы. Когда я шла в педагогику, знала точно, что дети не осудят.
Дети честные, еще не испорченные и не лукавые.
Они как глина, с которой можно работать.
И во мне сидит жгучее желание рассказать им о моей профессии, помочь
раскрепоститься. Актерское мастерство в первую очередь раскрывает возможности
голоса, пластики, мысли, чувств. Инструмент актера – наше тело, от внутренних до
внешних качеств. И начинать нужно развивать наше тело с детства. Это я и
рассказываю детям.

Как родители отнеслись к
твоему выбору?
Родители меня и не пустили
на периферию. А работу с детьми одобряют папа, мама и даже старшие братья. Оба
родителя у меня преподают. Грустно,
конечно, что мало платят педагогом, но в театрах в начале пути платят еще
меньше.
Какими победами можешь
похвастаться?
На четвертом курсе поставила с детьми «Бесы» А.С.
Пушкина. Дети заняли первое место в конкурсе малых театральных форм «Пушкинский
Петербург». Кроме того, спектакль «Август: графство Осейдж» (Т.Леттс) с моим
участием, получил диплом третьей степени на восьмом международном молодежном
фестивале «Апарт».
Как ты шла к
этим победам?
Над дипломным спектаклем «Август» работала долго
этюдным методом, режиссер практически не вмешивалась в работу. Этюдный метод
подразумевает постоянный поиск своего героя и его существования в
обстоятельствах, предложенных автором и режиссером. Этюдный метод используют не
все режиссеры, не могу сказать, почему. Это интересный опыт.
А вот над работой «Бесы» пришлось потрудиться,
потому что задача перед детьми была поставлена непривычная для них. Нужно было
соединить стихотворение с характерной пластикой – пантомимой, при этом
существование групповое, а значит чувствовать друг друга и существовать на
сцене надо, как единый механизм. Это получился этюд. Дети возраста от 15-17
лет, старшая группа пятого года обучения. Получается, они пять лет учились
актерскому мастерству, и вот только сейчас познакомились с таким приемом –
решением такой групповой, малой формы работы.

Как ты
взаимодействуешь с детьми?
Честно, это не просто. В первую очередь я
подбадриваю их. Когда во время тренинга у ребенка не получается выполнять задание,
он быстро опускает руки и психологически закрывается. Нужно будить в нем
интерес, а прежде всего это получится, если я заинтересована. Мне еще тяжело,
потому что я не имею права от них требовать профессионализма. А ведь я только окончила
институт, где от меня требовали этих качеств, и я дальше хочу развиваться, как
актриса. Поэтому у меня легкий диссонанс. Дальше – бесконечные замечания в
плане дисциплины – это непривычно. Особенно мальчикам очень трудно устоять на
месте. Тут я против крика, и физического насилия. Почему я об этом говорю,
потому что сама сталкивалась с таким общением педагога в подростковый период в
музыкальной школе. С детьми не должно быть панибратства. Очень много зажатых
детей. С жуткими зажимами начиная от голоса, заканчивая телом. За маленький
промежуток времени, 3 – 4 часа в неделю, это исправить трудно. Но за год
ребенок может поменяться. Я даю им упражнения на раскрепощение. Я сама являюсь участницей
наших занятий, во мне тоже остались зажимы. И самое сложное – это научить
ребенка думать. Когда на сцене я слышу из уст маленького человека слова, просто заученные, я не смотрю, что передо
мной маленький человек, начинаю спрашивать о цели. В жизни мы никогда просто
так ничего не говорим, все с какой-либо целью. Так и на сцене – существуешь с целью.
Были ли на
практике неудачи?
Были ситуации, когда я
терялась и не знала, как реагировать. Например, мальчик 11 лет просто отказался
делать упражнение. Или девочка посреди упражнения начала плакать. Надеюсь, на
этом «неудачи» и закончатся. Такие ситуации
нужно решать на месте и сразу, потому что другие дети видят, что происходит и
могут воспользоваться этим. Мальчика я взяла в свои помощники, он с радостью
ходил и комментировал выполнение задания его сверстниками.
Что нужно сделать, чтобы
стать успешным педагогом?
Я считаю, что нельзя все знать. Наверняка сталкивались с
такой ситуацией, когда педагог не знает или ошибается в чем-то. Педагог имеет
на это право, но умение признать ошибку и разобраться в ней, достойное
качество. Получается, педагог должен вечно учиться. Потом, задавая вопросы,
можно детей спровоцировать на ответы, так сказать – вести не монолог, а диалог.
Дать возможность ребенку рассуждать очень важно, не делать это за него. Дети – чуткие,
они могут многому научить, не нужно губить это качество.

Чем ты занимаешься вне
работы?
Вне работы в ДДЮТ у меня
есть театральные проекты, где я играю на сцене. Хожу на педагогические курсы. Недавно в мой ежедневный рацион дел, вошел
новый музыкальный инструмент – укулеле. Беру уроки вокала и танцую
периодически, когда есть возможность. Люблю зиму – решила кататься на
сноуборде. Теперь есть мечта: ехать на сноуборде и играть на укулеле
одновременно.
Какие у тебя планы на
будущее в профессиональном росте?
Развития событий моей
дальнейшей карьеры и вообще жизни различны. Все зависит от последствий моих
действий. Поработав год, хочу подавать документы на второе высшее образование.
Два варианта – пойти на режиссуру или на психологию. Хочу штурмовать театры
Москвы. Мои однокурсницы предлагают ехать на периферию, и вопреки родительскому
мнению я хочу попробовать сделать это. Есть желание написать книгу о
преподавании. И самый последний вариант – взять флейту и
поехать путешествовать по миру, изучая языки, уличные танцы и традиции мира. А
флейта мне в помощь.