В Индии (Нью-Дели) 25-27 ноября состоялась Всемирная олимпиада роботов (WRO-2016), где семиклассники лицея №239 взяли золото за изобретение, которое может очищать дно и поверхность мирового океана от загрязнений. «ПУ» встретился с Михаилом Городовым (программист), Львом Глушковским (конструктор), Дмитрием Кудряковым (конструктор) и узнал о дальнейших планах школьников и о том, как они шли к этой победе.
Как пришла сама идея такого робота?
Лев: Сначала была объявлена тема WRO – очистка мира от мусора и его переработки. Посмотрели, что нужно очищать, поняли, что большое скопление мусора находится в океанах и морях и решили собирать мусор над водой. Мы делали проект девять месяцев.
После Всероссийской олимпиады мы поняли, что надо еще что-то добавлять для мирового уровня. Тогда мы создали подводного робота.
Мы знаем, что на дне Балтийского моря затоплено химическое оружие. Наш робот прикрепляет к нему специальное устройство и поднимает на поверхность воды, а потом надводный робот перехватывает его и отбуксировывает на базу.
Дима: После того, как придумали идею, пытались сделать робота, который собирает мусор на поверхности. Сначала это было просто обычным куском пеноплэкса, куда был прикручен мотор от подводной лодки с батарейкой. Он проплыл два метра и утонул. Мы подумали, что надо сделать что-то масштабнее и начали создавать конструкцию робота, который сейчас плавает.
Миша: В основном у нас была самостоятельная работа, но нам помогали руководители, например, вырезать детали на лазерном станке.
Какие впечатления от олимпиады?
Дима: Впечатления яркие. Мы не ожидали сначала, что займем первое место. Рассчитывали на призовое, но, когда назвали восемь команд, у нас оставалась надежда: либо первое, либо девятое место. Когда нас объявили, мы, конечно, обрадовались.
У меня были конструктивные сложности – надо было загерметизировать двух роботов, чтобы они не протекли и не сломались во время соревнования.
Миша: Мне понравилась зона экспертов. Там были роботы, сделанные взрослыми людьми, например, который собирает кубик-рубика. Меня во всем этом вдохновляют механизмы. Нас наградили медалями и кубком, который собран из лего – приятно.
Лев: Я познакомился там с некоторыми командами. Мы приехали в павильон, где располагался проект. Потом там два дня были соревнования. Трудности, с которыми столкнулись – беспрерывно стоять и показывать, ждать, пока придут судьи, рассказывать о нашем проекте. Но мне очень понравилось.
Какие взаимоотношения были с другими командами?
Миша: Мы хорошо общались с командами из Белоруссии и Казахстана. У них были отличные проекты – крутые ребята.
Лев: Я познакомился с японцами и Южной Африкой. Было напряжение с российской командой, с которой мы конкурировали еще на национальном этапе. Сильный проект. Я думал, что конкуренция продолжится и на WRO, но, к сожалению, они заняли только 4 место.
Дима: Никакого давления со стороны других команд не было. Все дружелюбные – подходили к нам, спрашивали что-то. Но, в основном, те, у кого были хорошие проекты, не выходили из своих ячеек.
Что вы успели посмотреть в Индии?
Миша: Мы ездили в Тадж-Махал и в другие храмы. Мне больше всего понравился тот, что был построен в 2005 году из белого мрамора и золота – очень красивый.
Дима: Экскурсии понравились, но из окна автобуса мы увидели, что Индия - страна контрастов. Есть очень красивые места, и есть речки, где мусор плавает. У нас теперь вода – это больная тема.
Как вы начали заниматься роботами?
Миша: Я начал заниматься два года назад, когда поступил в лицей (с пятого класса). Сначала просто изучал на уроках, а потом понравилось и увлекся.
Дима: Я занимаюсь робототехникой четвертый год. Кроме того, хожу на другие направления в школе, которые не связаны с лего. Сейчас я достиг довольно больших высот – работаю в лаборатории. Но больше у меня лежит душа к спортивной робототехнике.
Лева: Я начал, как и Миша, заниматься в пятом классе, ездил в робототехнический лагерь.
Дима (перебивает): Ежегодно летом проводится лагерь. Там каждую неделю (на протяжении трех недель) проходят соревнования. За неделю мы изучаем практически целый курс того, что узнают за год.
Какая ваша следующая ступень?
Лева: Если Миша не останется на этом направлении, то уйду на RobotChallenge – мне это больше нравится. Это соревнование, как WRO, только другая специализация, и его не спонсирует лего. Это независимая организация и не имеет значения, из чего сделан робот.
Дима: Я сразу пойду на несколько направлений от разных кружков. На RobotChallenge, вне зависимости от того, что выберут ребята. В WRO я больше не вернусь. Подготовка здесь зависит от каждого человека, поэтому я много чего упустил во время учебы. А там все индивидуально – можешь сам выбирать время и, когда ты захочешь прийти, а когда – нет.
Поблажек нет?
Лева: Нет, все наоборот! Поставили мне двойку по географии и по информатике за то, что я пропустил. Я на Всемирной олимпиаде был, а мне двойку!
Чем вы хотите заниматься дальше?
Дима: Я вот на этот вопрос не знаю ответа. Куда поступать, есть несколько вариантов – скорее всего матмех в Москве или ИТМО. Еще пока что думаю.
Лев: Не знаю, кем я буду, но маловероятно, что стану робототехником, потому что мне это больше нравится не как профессия, а как хобби.
Миша: Я тоже не знаю, кем хочу стать.
Лева (перебивает): Программистом.
Миша: Ну, хотя программистам много платят, не в России, правда. Может быть, и программистом.
Как думаете, насколько робототехника будет востребована в будущем?
Дима: Очень востребована, потому что сейчас развиваются роботы, люди не хотят выполнять какую-то работу. Уже есть роботы-пылесосы, которые сами ездят и убирают за человеком. В будущем они будут водить машину, я думаю.
Миша: По мировым прогнозам, я смотрел в интернете, за ближайшие 100 лет планируют создать наноробота, который будет стимулировать человеческий организм. Люди будут жить намного дольше.
А хорошо ли это?
Лев: Робот для чистки мира нужен, потому что человеку не справиться с этим самостоятельно. А, если делать робота, который будет ездить, пока ты сидишь на нем, это бесполезно. Люди расслабятся.