Про волонтерское движение я слышала давно и много, а присоединилась к нему случайно. Спонтанно откликнулась на набор добровольцев для парада студенчества. Пока ехала до «Воробьёвых гор», несколько раз порывалась повернуть обратно: было страшно, непонятно, незнакомо, а спросить не у кого.
Если вы только-только собираетесь попробовать себя в роли волонтера, немного переживаете или в раздумьях - обязательно читайте дальше.
Для начала скажу, что есть несколько направлений волонтерской деятельности (подробнее можно прочитать тут). Пробовать можно (и нужно!) всё, что интересно, но я бы посоветовала начать с мероприятий в пределах нескольких часов – одного дня. Может не подойти формат, направление, да и просто выдержать сразу несколько дней (или недель) работы бывает тяжело с непривычки.
Я занимаюсь, в основном, событийным и культурным волонтерством, поэтому советы разделены на два блока: общие (то, что полезно всем) и конкретные (для тех, кому интересны направления, с которыми я больше всего знакома).
1. Просто выдохните и зарегистрируйтесь/запишитесь. Если вы не могли решиться и искали какой-то знак – это он.
2. Не бойтесь задавать вопросы, и вообще не бойтесь – вам все помогут. Вначале может казаться, что ничего не понятно– это нормально. Перед большинством мероприятиями проходит обучение. Съездите, если есть возможность, и уточните всё, что непонятно. Сохраните телефон тим-лидера и не стесняйтесь написать, если что. Тим-лидер – ближайший друг, наставник, куратор вашей команды на время мероприятия. Как правило, «тимы» очень крутые и дружелюбные ребята, основная задача которых – сделать вашу помощь максимально эффективной, понятной и приятной.
3. Приготовьтесь работать. У некоторых моих знакомых случается нервный тик от непонимания, как можно «десять часов бесплатно работать!» Тем не менее, это так, и к этому нужно быть готовым. Работать – это не разгружать вагоны, не разрабатывать шахты, но и не сидеть в сторонке с телефоном и отсутствующим видом. Всегда нужно быть «включенным» в процесс и, скорее всего, много ходить/стоять.
4. …поэтому обязательно выбирайте работу «по душе» и по силам. Как правило, при регистрации необходимо выбрать 2-3 приоритета. Затем, за командой волонтеров закрепляется несколько функций, распределение которых происходит через тим-лидера непосредственно перед мероприятием. Постарайтесь выбрать то, что наиболее интересно (поменяться, если вас записали туда, куда совсем не хочется, обычно можно).
Я, например, люблю координировать площадки на образовательных мероприятиях: параллельно с волонтерской помощью слушаю и впитываю информацию от спикеров.
Ещё очень важно – опираться на свои возможности. Какие-то функции предполагают физическую активность, какие-то – очень много общения. Если вам не хочется бегать по этажам или вы интроверт, для которого разговор с каждым новым человеком – дикий стресс, учитывайте это.
5. Просто знайте, что придется много общаться и улыбаться. Уровень вовлеченность в социальную активность регулировать можно (см. предыдущий пункт), но избежать её совсем не получится. Даже если ваша функция – перенос бейджиков из одного места в другое, помните, что на вас волонтерская форма. Так что в первую очередь гости вам будут задавать вопросы и у вас просить помощи. Про общение с организаторами и сокомандниками даже упоминать не буду.
6. Пробуйте разные направления, знакомьтесь, слушайте. На мероприятиях можно пообщаться с интересными людьми из разных сфер. Поэтому советую не забывать хорошее настроение, знакомиться, расспрашивать, обмениваться контактами и напитываться информацией.
А вот несколько практических советов:
7. Изучите место, программу мероприятия и примерный тайминг. Повторюсь, даже если ваша функция даже близко не навигация – на вас форма, а значит, вопросы могут быть.
8. Возьмите маленькую сумку, шоколадку, воду и портативную зарядку. На некоторых мероприятиях сумки/шоперы входят в набор формы, на некоторых -- нет. Так что лучше подстраховаться, взяв поясную или просто маленькую сумку (рюкзаки, как бы это ни было печально, на крупные мероприятия могут не пропустить из соображений безопасности). Шоколадка и вода – вещи не обязательные, если мероприятие длится более четырех часов, должен быть организованный перекус, но я бы рекомендовала взять их. Про зарядку вам напомнит тим-лидер, и не раз.
9. Удобная обувь.
На некоторых культурных мероприятиях есть правила, которые запрещают надевать кроссовки, но это отнюдь не повод надевать шпильки или новые, только купленные туфли. Просто поверьте на слово.
Мы постарались рассказать всё, что, по нашему опыту, стоит услышать перед первым мероприятием. Со всем остальным вас обязательно познакомят по ходу дела. Надеемся, эти советы помогут успокоиться. Главное -- берите хорошее настроение, и удачи!
Рассказывает Дарья Толстых, школа №1279, г. Москва