Иногда один фильм, просмотренный в нужное время, может повлиять на восприятие и даже изменить жизнь. Но много ли вы знаете настолько талантливых режиссеров, что в созданный ими мир можно погрузиться с головой, чтобы потом вынырнуть с новыми мыслями и идеями?
Для меня это Балабанов, человек, который изменил мое видение мира и помог разобраться в реальности. Он показал жизнь такой, какая она есть: без преуменьшений и художественного окраса.
Именно потому он и сегодня остается актуальным. В его фильмах подняты вечные вопросы: и заложен ресурс для того, чтобы каждый зритель мог найти на них ответы.
Расскажу о жизненных ситуациях, которые помогли мне понять, что на самом деле хотел донести режиссер в своих фильмах. Осторожно, спойлеры!
«В больших городах процветает бандитизм»
Кадр из фильма «Брат», 1997 год.
Три года назад у моей бабушки был магазин, где она работала на протяжении долгого времени. Как часто бывает, наведывались к ней конкуренты со всякими угрозами. Их целью было избавиться от соперничества и переманить всех клиентов.
Моя бабушка привыкла к таким провокациям, никак не реагировала, а только сказала очередным «гостям»: «В случае дальнейших угроз я обращусь в полицию». Такой ответ не понравился новой банде, и они решили перейти к делу. В 18:00, когда заканчивалась первая смена, преступники подожгли магазин.
Пожарные службы приехали только через 20 минут, а полиция и вовсе отказалась заводить дело, поскольку доказательств преступления не было. Все закончилось неплохо: к конкурентам по-прежнему никто не ходил, и они съехали, а моя бабушка вскоре отремонтировала магазин.
Эта история кажется очень страшной, особенно если раньше ни с чем таким не сталкивался. А мне вот она напомнила сюжеты фильмов «Брат» и «Брат 2», которые в свое время стали триумфальными для Балабанова.
В первой части главный герой Данила Багров приезжает к своему брату Виктору. Он работает наемным киллером, быстро втягивает Данилу в криминальные разборки и однажды решает подставить его. Виктор передает Даниле опасное дело, и они оба чуть не погибают. После чего Данила не злится на брата, а говорит, что всегда готов прийти к нему на помощь и пожертвовать жизнью. Через образ приезжего Данилы режиссер передаёт борьбу за справедливость, которой так не хватает в мире, и то, что на первом месте у человека всегда должна быть правда. В обеих ситуациях видна проблема больших городов, где была и есть преступность. Конечно, отчасти это вина правоохранительных органов, потому что они часто бездействуют или прикрывают «своих», но в большинстве случаев виноваты сами люди и их варварское воспитание.
«Безнаказанность полиции=преступление против народа»
Кадр из фильма «Груз 200», 2007 год.
Однажды вечером после вечеринки моя знакомая Лиза вызвала такси. Водитель сказал, что ему нужно заехать на заправку, а по приезде туда «завершил» в приложении поездку, но девушка не сразу это заметила. Через 10 минут резко завернули в чащу леса, где не было камер видеонаблюдения. Таксист неожиданно остановился, отобрал сумку и бросил на переднее сидение. У Лизы началась паника, водитель вышел из машины и начал угрожать ножом. Он требовал, чтобы девушка сняла кроссовки. Из-за проблем со здоровьем Лизе стало плохо: начало темнеть и двоиться в глазах. Когда она решила вырываться, кричать и отказываться снимать обувь, таксист приставил нож к горлу и ей пришлось подчиниться. «Мне было тошно, мерзко существовать в этом мире, столько мыслей пронеслось за одно мгновение. Плачь младшего брата, утренний завтрак с мамой, Новый год с друзьями. Это все может закончиться прямо сейчас», — говорила потом Лиза. Когда насильник понял, что девушка может умереть у него на руках, он еще сильнее прижал нож к горлу и сказал, что если она пойдет кому-то жаловаться — у нее будут проблемы. «Я кивнула, хотя это был не кивок, а благодарение этому уроду за то, что я могу продолжить свое существование», — продолжала Лиза. Таксист выпустил девушку, отдал кроссовки, сумку и повторял одно: «Не смей куда-то заявлять». Когда Лиза прибежала домой, решила идти в полицию, но там ей сказали, что доказательств нет, поездка из приложения удалена, а за клевету полагается большой штраф.
После ужасной истории моей знакомой я сразу вспомнила фильм «Груз 200». Это самая скандальная кинокартина Балабанова, потому что такую правду никто не готов услышать. Действие в фильме разворачивается в провинциальном городке, где совершается два жестоких преступления. Их расследование поручено капитану милиции Журову, но никто не догадывается о его виновности. Когда он крадет возлюбленную Анжелику и издевается над ней, его настигает карма. Жена погибшего из-за Журова находит его и убивает.
Своим фильмом режиссер показывает, что и в СССР творилось беззаконие. Ведь Журов должен был стоять на страже народа, а он лишь издевался над людьми и пользовался своим положением. Две ситуации, жизненная и художественная, схожи своей аморальностью, когда полиция не помогает, а делает только хуже. И главный посыл Балабанова — борьба с коррупцией и беззаконием, которые встречаются и в наши дни.
«Моральный выбор человека»
Кадр из фильма Кочегар, 2010 год.
Пять лет назад моя подруга Даша отмечала с мамой ее День рождения на даче, где была большая баня, которую предварительно затопили. Гости по одному заходили в нее и подкидывали дрова, чтобы внутри оставалось тепло. И вот моя подруга пошла туда со своей младшей сестрой, за которой должна была следить. Но Даша решила, что та не маленькая и сама справится. Буквально через пять минут послышался сильный детский крик и, когда Даша зашла в баню, обомлела. Ее младшая сестра наливала воду, споткнулась о тазик и приземлилась на раскаленную печь. Даша и ее мама пребывали в сильном шоке и сразу же вызвали скорую.
Моя подруга сидела, рыдала и во всем винила себя: «Я чувствовала, как предала ее, предала маму и саму себя». Сестренка поправлялась, но Даша чувствовала еще большую вину и начинала ненавидеть себя. В один злополучный день она сама натопила печь в бане и прыгнула на нее. Даша думала, что такой роковой шаг избавит ее от угрызения совести, но лишь прибавила проблем своей маме.
Странно, но история моей подруги схожа с фильмом «Кочегар», который рассказывает об основе человеческой жизни, ее единственно прочном фундаменте — огне, куске хлеба, любви к ближнему, награде за добро и мести за зло. Главный герой Якут работает и живёт в кочегарке. Его используют «друзья» — бандиты, которым нужно сжигать трупы. Однажды они приносят мертвую девушку в мешке, в которой позже Якут узнает дочку. Когда он окончательно все понимает, он убивает друзей и совершает самоубийство. Сложной кинокартиной режиссер показал, что кочегар был самым честным и не бесчувственным персонажем, хоть и являлся по сюжету «маленьким человеком». В обеих ситуациях показан смелый шаг, на который люди пошли добровольно, потому что их внутренняя мораль не позволяла им спокойно жить дальше.
Творчество Алексея Балабанова — бесценно. Я очень рада, что мне повезло столкнуться с ним в достаточно раннем возрасте, хотя многие, наверное, посчитают, что это кино «не для детских глаз».
Нужно ли ограждать детей и подростков от суровых книг и фильмов? Мне кажется, нет, ведь все мы живем в одном и том же мире, и невозможно полностью защитить человека от темных сторон жизни. А ведь, как говорится, предупрежден — значит, вооружен.
И эти произведения позволяют нам вооружиться и быть готовыми. Кроме того, лично меня Балабанов научил очень многим вещам: не стесняться ошибок и всегда оставаться честной с собой, жить и поступать по совести независимо от обстоятельств. Эти кинокартины пропитаны любовью к Родине, ненавистью к плохим людям и честностью перед зрителем. И пусть кому-то они кажутся грубыми и жестокими: для меня это сама жизнь, которая не всегда окрашена в радужные тона.
Рассказывает Карина Цыбульник, гимназия №9, г. Новосибирск