Художественная студия, основанная в 19 веке самим Чистяковым - известным на ровне с Репиным художником, - сейчас находится на Миллионной улице. Её учениками стали не менее известные личности, среди них и Кардовский, и Суворов. Узнав о знаменитой плеяде художников от знакомой, ведущей в этом же здании курсы журналистики, я не мог оставить эту тему в стороне.
ИСТОРИЯ СТУДИИ
Закончив в 1861 году императорскую академию художеств знаменитый художник П. П. Чистяков в последствии стал не только членом её совета, но и возглавил одну из разделившихся тогда на две части студию им. Репина. Тогда он ещё не знал, что студия эта даже спустя сто лет не прекратит своё существование.
Главным секретом студии был рисунок - основа, на которой держится любая живопись. Чистяков не только прекрасно владел карандашом, но и понимал принцип любого рисунка. Это стало в какой-то мере основой той школы, которую старался сохранить и передать дальше каждый её последователь.
— Существует элементарный принцип изобразительного искусства, укладывающийся в три слова: мы изображаем объём в пространстве с помощью освещения. На своём опыте я поняла, чот можно годами учиться рисунку, ВУЗ закончить и ни разу не услышать чем он всё-таки занимается. А со временем эта школа затеревается. И в результате при попытке сделать что-то глобальное без знания этой сути получается фигня, извините. Приходят люди всё время, видно что все рисующие, уверенно штрихуют, уверенно что-нибудь... но не понимают что они делают. В любой профессиональной деятельности главное принципы понимать. В любой науке есть базовые какие-то законы. То, что называется школой.
Кардовский стал следующим человеком, возглавившим школу художеств в культурной столице. Также он является основоположником художественного факультета в институте им. Герцена и книжной графики в СССР. Когда он посещал Европу в качестве пенсионера, то попал к Ашбэ - знаменитому австро-венгерскому художнику. Антон Ашбэ рисовал мягкими материалами, использовал светотень и учил, чтобы человек не просто так красиво рисовал, а именно лепил форму. Всё это вошло в основы преподавания.
—По воспоминаниям самого Кардовского, они в молодости много рисовали. После школы они с ребятами расходились по домам, брали велосипеды и ехали на речку купаться. Но во время развлечения делали остановки для того, чтобы немного порисовать. Они в это были погружены, поэтому они не могли, как на заводе делать это автоматом. Они именно в суть вгрызались, пытались выжать всё возможное на этом.
Т.е. люди это не простые, у них было очень много учеников. Среди них и оказался Василий Ильич Суворов - замечательный человек и рисовальщик, всю свою жизнь он посвятил рисунку. Он с 1947 года преподавал в Мухе( худ. академии им. А. Л. Штиглеца).
— Родился он в Рыбинске в 1902 г. В юности ему приходилось не легко: учиться было тяжело, он подрабатывал где только мог, также все эти народные репрессии не оказались безучастными, оставившие его на подготовке к защите диплома без руководителя, которого сослали в Казахстан. Став повзрослее Суворов переехал в Москву, где занимался рисованием в художественной студии. Кардовский её курировал, но в 1930-х годах вышел указ о запрете на собрания больше 3 человек. Тогда они начали проводить встречи в узком кругу, но у преподавателя на всех времени не хватало. Тут Василий Ильич у себя дома начал организовывать, если их так можно назвать, подкурсы, куда приглашал учеников Кардовского, не хотевших останавливаться на достигнутом. Так Василий Ильич перенял и стал развивать студию дальше. Чуть позже началась война.
НАШИ ДНИ
Сейчас, сохраняя традиции старой школы, Марина Викторовна преподаёт в то самой студии. Сейчас стены учреждения находятся на Миллионной улице, рядом с Зимним дворцом Екатерины 2. Попала Баранчикова Марина в студию в 18 лет, тогда её вела Валентина Борисовна — она кончала монументальную живопись, у Василия Ильича начинала учиться (пришла к нему в 1961г.) и потом сама переняла стезю преподавания.
— Хоть Валентина Борисовна и была человеком очень импульсивным и артистичным, с ней работала вся кафедра рисунка. Я попала в неё случайно. Мой отец вычитал в газетной програмке “курсы рисунка”. Ведь после школы я пыталась поступать, но с первого раза не вышло. Был впереди целый год, надо готовиться. Так впервые мы с отцом пришли на чердак на Коломенской, где занималось большое количество молодёжи. А ещё, когда я услышала этот закон «трёх», у меня сразу пелена с глаз спала, спина выпрямилась».
На следующий год она всё же поступила, но про то, что именно они учатся рисовать, Марина Викторовна нигде так и не услышала.
— Со следующего года старшая группа убежала и я автоматом перешла в старшую и кроме меня никого больше не осталось в ней: все новенькие пришли. И я как-то это знамя подхватила, да и база у меня какая-то появилась. Когда Валентина Борисовна не смогла по каким-то причинам придти, я потихоньку остальным подшёптывать начала. Я не то чтобы самодеятельностью начала заниматься, а объясняла то, что мне объяснял преподаватель и чей поняла принцип.
Когда я пришёл в студию, то застал ребят за работой. Они рисовали наброски, которые впоследствии станут натюрмортами и закрасятся гуашью. У одного парня что-то не получалось и он подошёл спросить, как сделать правильно.
— Есть просто контур, линейный рисунок. Вот эту светотень не надо во всё на свете, она иногда в линию впитывается. Составляющие рисунка: работа в цвете и работа в тоне, в цвете тоже может быть тон, но в тоне цвета может и не быть. Т.е. он начальный. Он уже под живописью. Потом ты её уже раскрасишь как-нибудь.
Увидев висевшую на стене работу ученика, я поинтересовался, чем она нарисована, потому что обычным карандашом такое сделать нельзя. Она ответила мне: «Рисунок можно исполнить несколькими материалами помимо карандаша: уголь, сангина, сепия, тушь. Но всё это в конечном результате композиция».
Самое главное, что Баранчикова Марина начинала делать всё это бесплатно, ради того, чтобы не прерывать линию династии и чтобы формула правильного рисунка не канула в небытие.
— Ведь мы в студию никогда не могли взять просто: “Приходите к нам преподавать”. Я до недавних пор параллельно преподавала с Валентиной Борисовной, а сейчас веду кружок сама полноценно.
Ученики студии в конкурсах уже давно не участвуют, потому что им и не с кем соревноваться. До 80-х годов ребята принимали участие в каких-то среди самодеятельных студий, домов культуры и т.д. и всегда занимали первые места. Оно и понятно, когда твоими учителями являются люди, чьим жизненным делом есть рисунок, живопись и преподавание.