В жизни любого начинающего фотографа наступает момент, когда незамысловатые уличные фотосессии с подругой сменяются первой серьезной съемкой в студии. Как не растеряться с новой техникой, порадовать себя и клиента? Делимся опытом профессиональных фотографов и даем советы.
Эмоции перед первой съемкой
Первое и основное, что ощущает начинающий фотограф, — это страх перед неизвестностью.
«Боязнь парализует человека. Это происходит от незнания того, как работать со светом, с пространством, с моделью в неестественных, искусственных условиях», — рассказала фотограф Диана Угай. Неважно, будь то знакомство с новыми людьми или первый поход в фотостудию — выход из состояния спокойствия и зоны комфорта всегда причиняет дискомфорт. Поэтому со временем нужно научиться управлять эмоциями, сделать их частью рутины.
Фотограф осознает, что он несет ответственность не только перед собой, но и перед заказчиком. Возникает еще одна причина для стресса — мысль, что, якобы, права на ошибку нет! Ведь мастер отвечает не только за результат в виде 25 обработанных фотографий, но и за атмосферу на площадке. Одним словом, нужно быть и творцом, и чутким психологом.
Описанные опасения не сочетаются с творческим потоком, вдохновением и, как результат, хорошим материалом и удовлетворением в конце. Чтобы справиться с эмоциями, постарайтесь предугадать трудности и подготовиться к съемке.
«Сложность заключается в понимании, для чего ты идешь в студию и что тебя там ждет. Студия — это не просто интерьер, это еще и реквизит, свет, отличающийся от уличного. С этим надо взаимодействовать», — фотограф Вика Лирика, создавшая свою фотостудию в Воронеже.
Фото: Вика Лирика за работой
С чего начать
Помните, что в основе съемки лежит идея, которую человек хочет воплотить, используя возможности студии. Пространство не должно пугать или причинять дискомфорт. Важно, чтобы оно работало на фотографа. Поэтому сначала подберите образ, референсы, а потом уже ищем подходящее место. Референс — это вспомогательное изображение, которое мастер изучает перед работой для вдохновения. Не бойтесь брать чужие работы для примеров, запоминать свет или позы модели на них — учитесь и разбирайте кадры любимых фотографов, чтобы в конце концов найти что-то свое.
«Если я хочу создать определенный свет на фото, я изучаю снимки, сделанные в похожих условиях. Это облегчает задачу „придумывать с нуля“, развивает навыки и помогает „нащупывать“ любимые виды света, цвета и композиции», — Вика Левченко, фотограф из Петербурга
«Впервые я пришла работать с моделью без конкретной идеи, „просто поснимать в студии“. В результате запаниковала и вместо „своей“ фотографии выдала что-то чужое: в стрессовой ситуации глаз повторил то, что уже видел в этой студии у других фотографов. Если бы я заранее продумала, что и как я буду снимать, в чем моя идея, как трансформировать пространство под себя, результат был бы другим», — фотограф Диана Угай, создавшая видеокурс «Блог фотографа в Instagram
Фото: Диана Угай
Фото: Вика Левченко
Человек красит место
Многие начинающие фотографы для первых съемок берут знакомых или моделей на TFP, дословно — Time for print, то есть бесплатно. Это помогает снизить уровень волнения за результат и насладиться процессом.
Работа с моделью — отдельный теоретический блок в фотоискусстве. Отложим изучение его до лучших времен, сначала важно понять, как ориентироваться в новой среде. Бронирование фотостудии — волнительный момент. Главное — попытайтесь четко представить, какое место хотите увидеть и как будете использовать его: начиная с оборудования и заканчивая деталями интерьера.
Разновидности фотостудий:
- залы с циклорамой — конструкцией с плавным переходом между полом и стеной, позволяющей создать бесконечный однотонный фон - интерьерные (loft, барокко и т. д.) - простые залы с импульсным светом и фонами
Найдя подходящий вариант, постарайтесь связаться с администратором студии и узнать о доступной в зале аппаратуре. Иногда техника предоставляется за отдельную плату. Спросите, какой фирмы необходимые вам источники света и синхронизатор. Потом посмотрите в интернете обзоры на них. При возможности бронируйте студию на 1.5–2 часа. Перед воплощением идеи нужно время, чтобы привыкнуть к обстановке и протестировать технику. Также отведите 15 минут на общение с администратором и вопросы, которые могут появиться в процессе съемки.
Подготовка: что изучить
Перед тем, как воплощать идеи на практике, изучите теоретические основы. Эта подборка роликов поможет чувствовать себя увереннее во время первого похода в студию:
1. База знаний от создателя онлайн-фотошколы EasyPhotoPro — «Идем в фотостудию первый раз»
5. Мастер-класс по работе с непрофессиональными моделями от создателей облачного сервиса для фотографов Vigbo.ru
Просите о помощи
Теперь — психологический аспект темы. Как только вы входите в зал студии, сразу хочется сделать все быстро и, никого не тревожа, тихонько уйти. Даже если появляется куча вопросов, вы, скорее всего, молчите и делаете «в целом удовлетворительный» вариант. Так нельзя.
«Уверенность в себе приходит только с опытом. Если человек хочет заниматься делом всерьез, он будет делать шаг в неизвестность», — верно заметила Диана Угай.
Крик души всех фотографов, которых я опросила: «Не бойтесь просить помощи и задавать вопросы!»
Некоторые даже не подозревают, насколько могут упростить себе работу, если будут обо всем спрашивать специалиста, который в 90% случаев сидит за стенкой. Вы имеете право попросить администратора поставить лампу, найти нужный отражатель или показать, как включается моноблок. Заставьте пространство и окружающих работать на вашу идею в ближайший час, и тогда вы не разочаруетесь.
Лайфхаки от фотографов
Для тех, кто хочет снизить все риски до минимума, совет от петербургского фотографа Ивана Иванченко:
«Попробуйте заранее прийти в студию и поснимать в выбранном зале с нужным светом. Так будет первый раз комфортнее».
Опыт Вики Левченко для ребят, нуждающихся в наглядном примере съемки и вдохновении:
«Часто ко мне приходят фотографы ассистировать на съемках, чтобы перенять опыт и посмотреть, как работают другие авторы. Мне кажется, это отличная идея».
Искусственный свет в студии далеко не главный, Вика Лирика рекомендует в первую очередь обратить внимание на естественное освещение:
«Главное — это смотреть, откуда падает свет и что находится на фоне. Это должно войти в привычку. Как можно больше экспериментируйте с естественным светом. Тогда вы сможете воссоздать все что угодно в любых условиях».
Залог успешной первой съемки в студии — это сильная идея и владение информацией о технике. Прислушайтесь к советам фотографов, которые когда-то так же волновались перед первым коммерческим проектом. Уверенность приходит с опытом, нужно лишь сделать первый шаг.
Рассказывает Елизавета Красакова, ГБОУ СОШ № 548, г. Санкт-Петербург