От сопротивления к обожанию
Прежде чем разобраться с этим вопросом, расскажу личную историю. О том, как я, ненавидящая толстые кипы книг, вдруг полюбила чтение. И теперь не могу без этого ни дня:
Детство. Бабушка всегда читала мне книги перед сном - я сама просила её об этом. Пока она читала, в своей голове я выстраивала целый сюжет, раскрашивая его пейзажами и персонажами. Но тогда мне было лет пять-шесть. А вот с приходом в школу начались настоящие мучения.
Школа. В начальных классах я уже с неохотой читала маленькие рассказы и не могла уловить их суть. Если до 5-ого класса нас никогда не спрашивали о прочитанном, то с 5-ого класса началась настоящая «жесть» - лично для меня. Строгая учительница русского и литературы подробно спрашивала с нас пересказы, образы героев. Мы то и дело писали сочинения (за некоторые мне стыдно до сих пор). Уроки литературы до 9-ого класса были просто каторгой: в кабинет я заходила в предобморочном состоянии из-за стресса, пыталась читать, но ничего не понимала вновь и вновь…Мама постояно заставляла читать список литературы на лето, и я, конечно же, читала, но со слезами на глазах и ненавистью к этой «дурацкой» литературе и книжкам.
Все изменилось, когда наступил август, последний месяц перед началом 9 класса. Меня очень заинтересовал роман Уолтера Тевиса «Ход королевы» и я со своим презрением к книгам осилила его с невероятным увлечением. Самой себе я была крайне удивлена. Но потом, в попытке найти похожие на «Ход королевы» произведения, энтузиазм начал угасать и вовсе потух до февраля.
Уже зимой я прочла ещё одну интересную для меня книгу («Невеста поневоле, или Обрученная проклятием»), а после стала понимать, что, похоже, книги не такие уж враги.
Помимо острых отношений с литературой, мне предстояло сдавать ОГЭ. И чтобы поступить в 10-ый на гуманитарный профиль, нужно было выбрать один из предметов для сдачи: английский язык, литературу или историю. Английский и история отпали сразу же - я в них не плоха, но шансы сдать хорошо были ничтожно малы. И тогда я задумалась о сдаче литературы… Мотивация зашкаливала: в марте я начала читать кодификатор в режиме «турбо», параллельно успевала читать прочие книги. Несмотря на сжатые сроки, я написала экзамен на отлично. Вместе с полученной пятеркой во мне проснулась искренняя любовь к чтению. Я скупала книги разных жанров, которые меня интересовали, и буквально поедала их.
Заставлять себя читать - это полезно?
Если вдруг эту статью читают родители, которые никак не могут посадить своих детей-подростков за книгу, то скажу следующее: заставлять читать - не самое правильное решение. Так подсказывает не только мой опыт, но этой же точки зрения придерживаются психологи и другие эксперты. Так, например, писатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова отвечает изданию «Правмир», что заставить полюбить чтение - нельзя.
Заставлять не стоит. А вот дать возможность попробовать своему ребенку (или подростку - самому себе) выбрать книгу и прочесть ее - еще как! Может, и понравится. Даже если ваш ребенок не гуманитарий, а технарь. Хорош в математике? Так, возможно, его увлечет какая-нибудь детективная история?
В разные периоды жизни мы обращаемся или же ищем разные книги. Если книга попадается в нужном месте и в нужное время, то она точно станет «той самой». Другие с помощью книги откроют для себя новое хобби, как это случилось со мной. В любом случае чтение благотворно влияет на нас - а как именно, поговорим дальше.
Для чего нужны книги?
Чтение - одна из самых полезных привычек. Знали ли вы, что это занятие помогает снизить уровень нашего стресса на 68%? Знать об этом открытии, сделанном исследователями из Университета Сассекса, полезно не только родителям, а в первую очередь школьникам, у некоторых из которых на носу экзамены.
Но помимо борьбы со стрессом, с помощью книг мы развиваем свое воображение. Благодаря ему мы можем выйти за пределы привычной реальности, получать яркие эмоции и даже находить неординарные пути решения той или иной проблемы. О вкладе чтения в развитие воображение, говорит Наталья Кравцова, заведующая кафедрой клинической психологии Тихоокеанского государственного медицинского университета, изданию Конкурент.ру: «...Чтение книг развивает воображение, речь...».