Профессионалы часто рекомендуют начинающим фотографам снимать в монохромном режиме. Благодаря этому фотограф лучше понимает, как работать со светом и ручными настройками камеры.
Я тоже экспериментирую с выдержкой и диафрагмой в монохроме, часто снимаю портреты школьников. Когда в чат класса приходит фотоальбом, у многих возникает вопрос, почему картинки выглядят как на памятнике? Разбираемся, почему черно-белые фото не обязательно должны ассоциироваться с грустью.

Типичная фотосессия на перемене. Фото: Нора Ольшанская
КАК МОНОХРОМ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ ФОТОГРАФИИ?
Мы можем по-разному воспринимать эмоции модели – это зависит от того, как расположить тени. Мрак ассоциируется с грустью, верно? На иллюстрации ниже мы видим, как затемненный фон выделяет лицо девушки, она словно смотрит в «светлое будущее». Обратите внимание, что ее мимика не выражает негатива: мы видим «нейтрально» расположенные уголки губ, умеренно раскрытые глаза и расслабленный подбородок. А на фото с юношей монохром усиливает ощущение стресса.
ИНТЕРЕСНЫЙ ЭФФЕКТ В РЕЖИМЕ Ч/Б
В переводе с греческого языка «фотография» означает «письмо светом». Получается, что это своего рода живопись, только вместо бумаги и красящих элементов используют световые волны. Монохромный режим поможет лучше понять роль выдержки, светочувствительности и диафрагмы. Попробуйте сделать снимок в стиле карандашного наброска.

Пример эффекта карандашного рисунка. Фото: Нора Ольшанская
Для этого поставьте модель перед однотонным светлым фоном. Необходимое значение ISO зависит от условий съемки (на улице при ясной погоде - 50-200; при пасмурной - 200-800; в помещении - от 400 и выше). Охватите силуэт модели, фон лучше размыть. Настройте выдержку так, чтобы задний план стал белым, а черты лица были максимально «тонкими», но не засвеченными.
КАК РАССТАВИТЬ АКЦЕНТЫ?
Монохром особенно выделяет черты лица: на картинке ниже у модели акцент приходится на глаза, на самую темную часть. Рассматривая этот же кадр в цветном режиме, мы вряд ли бы обратили на них внимание. Вероятнее всего, взгляд в первую очередь бы упал на серьги и руку, ведь они расположены приблизительно на уровне пересечения линий третей. На фото мы видим четко очерченную радужку, которая не так выражена в реальной жизни.

Фото: Нора Ольшанская
А ЕСЛИ НЕ ПОРТРЕТ?
В режиме ч/б можно не только снимать портреты: мне нравится фотографировать повторяющиеся объекты. Монохром концентрирует внимание зрителя на предмете съемки, а не его цвете.
Признаюсь, до посещения уроков по фотографии монохром у меня тоже ассоциировался с трауром. Попробуйте взглянуть на ч/б как художник: воспринимайте такие снимки как картину в графике, оторвитесь от контекста и не смотрите на фотографию как на иллюстрацию к неприятным новостям. Черный и белый – цвета, которые тоже могут быть яркими.
Фото на обложке: Freepik.com