Реставрационные мастерские редко открывают свои двери для посетителей,
поэтому процесс восстановления предметов искусства - большая загадка. Вчера Русский музей организовал интересную встречу с ведущими реставраторами, а мы
не смогли её пропустить.
В мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры
Осенью
в музее откроется выставка, посвящённая искусству Великого Новгорода. Помимо икон, посетители увидят отреставрированный новгородский амвон
(возвышение в центре храма), памятник 1533 года.
Его
уникальность в том, что это единственный в мире сохранившийся
отдельностоящий деревянный амвон византийской православной культуры. Очень сложно, согласны. Поэтому мы кратко расскажем, чем он интересен для любителей истории и не только для них.
Древнерусское искусство в нашем сознании ассоциируется только со словом "мрак". А вот и нет. Искусство того периода было ярким. Пример тому - остатки красочного слоя на фигурах с амвона.
Пример остатков красочного слоя
Новгородский амвон - это настоящий конструктор, который можно спокойно разобрать и собрать заново. На многих деталях есть буквенные обозначения. На самом деле, эти буквы обозначают цифры. Таковы особенности тогдашней системы счисления.
Буквенные обозначения на столбиках.
В процессе консервационных работ в одной из главок была обнаружена записка, сложенная вчетверо. Маленькая такая записочка, но с ясным посылом. Над её точной датировкой исследователи пока спорят, но одно без сомнения - текст написан чернилами на плотной французской бумаге, которую активно завозили в Россию в XVI-XVII вв.
"Афонский жеребий. У Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попа. У Знамения Богородицы два попы"
Изначально вся конструкция состояла из 250 частей, но до нашего времени часть не дошла. Главная задача, которую поставили для себя реставраторы - воссоздать оригинальный облик амвона, таким, каким его видели люди в 1533 году.
Удастся ли реставраторам достичь цели - узнаем осенью. А пока, посмотрите на милых девушек-волонтёров из художественного училища им. Рериха, которые помогают реставрировать памятник.