Любая Олимпиады по математике, - объясняет мне Маша, - это когда ты садишься за парту и нервничаешь так, что, кажется, забыла таблицу умножения. Тогда делаешь глубокий вдох, успокаиваешься, и только потом смотришь, что же на этот раз тебе ДАНО...
Обычно увлеченные люди – натуры яркие, предмет их страсти понятен, объясним. Но вот любовь к математике? Лично для меня, гуманитария, это занятие для избранных, и потому, когда мы начали общаться с Машей по скайпу, я слушала, смотрела на свою героиню и старалась понять – в чем же все-таки ее « олимпийская» особенность? Маше – пятнадцать, но есть уже и достижения, и награды, и признание. В чем же особенность? Так вот первое впечатление - ни в чем! Передо мной на экране появилась симпатичная и приветливая девушка, и разговаривать с ней было легко и приятно, потому что сразу видно – умница, но в целом - обычная старшеклассница, и разговор обычный. Разве что деталь – перед ответом иногда делает паузу. Один раз даже пояснила «Подождите, здесь обязательно хороший аргумент нужен, убедительный!». Уже после я поняла – реплика не случайная. Убедительность аргументов, доказательства неоспоримые и есть ее черта отличительная. Просто одни ее сверстниц уже нашли свои стиль в одежде, или в поведении, а у Маши – в том, как она думает, какие аргументы приводит, как делает выводы.
Я это свое подозрение вслух высказала, и героиня совсем по-детски рассмеялась, но тут же, вполне серьезно, добавила: « Для людей увлеченных, математика – не просто цифры, формулы, или даже доказательства, а система мышления. И если ты эту систему принял, ее придерживаешься - она для тебя уже норма, отношение к делу....»
- Например? – спрашиваю, и Маша задумывается. – Ну, например, если уж за что берешься - не ленись, прежде всего собери по теме всю информацию. Или, допустим, получил несколько вопросов в задании, с какого начинать? Можно по порядку, с первого, а можно «для разминки» с самого легкого, но я – наоборот, начинаю с трудного, пока мозги еще «свежие» - тогда шансов на успех больше…»
- Ну, если не решишь, тогда что? – и вижу Маша мое сомнение предвидела.
- А тогда зачем вообще в этих олимпиадах участвовать? Для баллов? Но я, например, в соревновании хочу победить, и раз так – рискую, потому что решить простые задания и не решить сложные для меня – тот же проигрыш...
- Ну, а все-таки? – не отстаю я.
- Тогда первым делом надо остановить панику. Я, например, для этого проигрываю в голове разные песни, мелодии. И через минуту-другую успокаиваюсь и уже не думаю о провале, или соперниках. Ничего страшного не произошло, время еще есть, главное – быстрее погрузиться в задачу, и тогда обязательно ее поймешь…
Интересно, что эту привлекательность, красоту математики Маша Дмитриева ощутила еще в шестом классе, и именно тогда решила поступать в самый известный, наверное, московский физмат лицей – Вторую школу, где конкурс в седьмой класс тогда был выше, чем на экономический в МГУ, но она поступила и вскоре уже попала на Уральский турнир юных математиков. И там поняла, « что математику знает плохо, решает слабо и вообще самая глупая в команде». Первым желанием было все бросить, забиться в угол или пойти на курсы кройки и шитья. Но через неделю отошла, сама на себя обиделась, и вместо курсов записалась в кружок математики в Хамовниках – туда тоже принимали всех желающих. Там все было просто, демократично и справедливо, но к весне из тридцати человек осталось всего двое, остальные просто не выдержали. Именно тогда Маша усвоила, что в ее замечательной науке есть еще один закон – из сказки о «Золотом ключике», и он гласит: «Еще пять тысяч ведер – и ключик будет наш!»…
Маша еще не знает, чем конкретно хотела бы заниматься после школы, но любовь к математике, уверена надолго, ей она не изменит. Что же касается ближайших планов – обязательно поедет на женскую математическую олимпиаду в Пекине. Ей вообще олимпиады нравятся, потому что там побеждают неопровержимые доказательства.