— Если инцидент случился на территории школы, — помог разобраться в ситуации директор школы 207 Вячеслав Коровкин, — То администрация обязана, во-первых, принять срочные меры по выявлению мельчайших подробностей случившегося (опрос
дежурных учителей, опрос свидетелей, в том числе учеников и работников школы). Затем подключить классных руководителей, социального педагога, школьного
психолога и к выявлению причин конфликта и известить руководителя/директора о результатах. Директор приглашает родителей учащихся для выяснения дополнительных причин
случившегося. В итоге должно быть сформулировано окончательное решение, вернее, дана
педагогическая оценка произошедшему. Она может быть вербальная: «ты поступил плохо, ты не прав...» и правовая: «ты нарушил правил, ты нарушил Устав...» Ученика вызывают на школьную комиссию по профилактике правонарушений, или на «малый педсовет"- это и педагогика, и правовая процедура. Если были установлены нарушения Правил внутреннего учебного режима (правил
поведения учащихся, в каждой школе есть подобный локальный акт) и Устава
школы, то выносится наказание (смотрите Закон об образовании РФ и Устав школы). Помимо школьного взыскания виновник/участник может быть поставлен на
внутренний и/или внешний (в полиции) учет.
Если случай произошел вне стен школы, то школа, зная
о произошедшем, извещает родителей и дает педагогическую оценку
случившегося.
Эти механизмы действенны только в случае системной работы по профилактике правонарушений. Точнее, даже при наличии годами
выработанного порядка, соблюдения общей дисциплины (учеников, учителей,
родителей учащихся).
Но, к сожалению, на уровне районных комиссий по профилактике правонарушений
(они ставят на учет в полицию) все чаще встречается терпимое отношение к детям, и, что самое печальное, к родителям детей-правонарушителей. Классическая аналогия: вы вызываете полицию усмирить
соседе-дебошира. Вам отвечают: «вот убьет, тогда и приедем".
Но снизит ли наказание градус жестокости? Мнением поделилась Елена Богданова, главный специалист районного отдела образования Петроградского района.
Но снизит ли наказание градус жестокости? Мнением поделилась Елена Богданова, главный специалист районного отдела образования Петроградского района.
— Каждый день подросток получает массу негатива. Наши новости как не откроешь — здесь плохо, там плохо, про петербургские вести и говорить нечего, будто у нас столица криминала. И когда дети смотрят всё это, они чувствуют, что ничего хорошего нет, что мир жесток. Послушают что-то грустное вдобавок — и становится ещё хуже, появляется озлобленность, безысходность. Давно ли вы видели толковое кино для подростков? Где рассказано о том, что их волнует? Вот и они нет. Поэтому сняли своё — как смогли, так и сняли.
Проблема трудного возраста никуда не уйдет, поэтому им нужно постоянно помогать. Это тяжелая, кропотливая работа, индивидуальная, и ты не знаешь, как скоро она даст плоды. Не устраивать шоу, а работать. Нужно просвещать родителей, которые уверены, что школа должна воспитывать их ребёнка.
А наказание всегда ведет к худшим последствиям, да и как сейчас наказывают? Исключение из школы запрещено по закону. Родителям — штраф 500 рублей за воспитание ребенка. Если не ошибаюсь, переход дороги в неположенном месте обходится дороже.
То, что школы пытаются замять скандал — это правильно. Зачем нужен черный пиар? И зачем перечеркивать одним взмахом труд огромного числа педагогов из-за ребёнка, которого не воспитывают собственные родители?..
У других не прокатитВ Мьянме учитель вправе бить тростью по рукам за бег по школе и ошибки в заданиях.
В Южной Корее телесно наказывают за проступки или одного, или весь класс сразу — когда в содеянном никто не признается.
В Сингапуре поощряются телесные наказания в публичной форме — в присутствии других учеников провинившийся получает палкой по ягодицам шесть раз.
В США самое серьезное наказание — запрет ходить в школу. Для многих наших подростков эти внезапные каникулы могут оказаться раем, но не для самих американцев. Подросток, которого отстраняли от обучения даже на некоторое время, уже будет иметь сложности при приеме на работу или поступлении в колледж. Отстранением наказывают за ненормативную лексику, агрессию. В некоторых школах отстраняют также за нетерпимость и запугивание.
Британские школы также вправе отстранять или исключать учеников. Исключение используют для агрессивных подростков, чье поведение угрожает другим участникам учебного процесса.