Вся наша жизнь состоит из мелочей: мгновений, событий и, конечно, вещей… Только дома, в окружении любимых и родных предметов, мы чувствуем себя по-настоящему защищенными.
Автор данного текста – замечательный писатель-эмигрант М. Осоргин – мастерски описывает мир вещей бабушкиной комнаты. Писатель проявляет пристальное внимание к самым обыкновенным и незаметным предметам (чаши, чайник, часы, рабочий столик и др.). Однако весь текст пронизан особой привязанностью ко всему окружающему миру вещей, так как каждый предмет, каждая мелочь хранит в себе частичку любимого человека.
Вещи действительно имеют огромное значение в нашей жизни. Почти у каждого, я думаю, есть свой «вещный» талисман, какая-нибудь мелочь, которая дорога глазу и сердцу. Как правило, такие предметы связаны с родными людьми, приятными событиями нашей жизни. Все уходит, а вещи остаются с нами, неся в себе частичку того светлого, доброго и недоступного в настоящем.
Описывая предметы, детали комнаты, автор создает особую атмосферу тепла и уюта. Вещи перестают быть только вещами, они оживают и становятся самостоятельными героями: рабочий столик «был свидетелем участником многих чудес», письма сами «перевязывались тонкой тесьмой и прятались в комод», колокольчики «отбивали час» и т.д.
Текст поражает обилием деталей, предметов, каждый из которых описан с особой тщательностью и любовью. В них – сама жизнь, которая будет длиться «непрерывно».
Трудно переоценить роль детали, вещи в поэтических и прозаических произведениях художественной литературы. Например, в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя повествование о каждом герое сопровождается обязательным описанием его быта, дома, окружающих вещей. Характеристика персонажа через деталь – излюбленный прием писателя. С Собакевичем связана книга, которую он читает на протяжении двух лет; с Ноздревым – предметы, не связанные между собой никакой логикой; с Плюшкиным – остановившиеся часы и т.д.
Как известно, особое значение вещь приобрела у акмеистов. Так, у А. Ахматовой душевное состояние лирической героини передается с помощью «говорящей детали»: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки».
Таким образом, мастер детали – М. Осоргин – через описание вещи передает все многообразие наполнявших душу чувств. Жизнь на чужой земле, невозможность вернуться на родину – все это отразилось в авторских произведениях, наполненных тоской и душевной болью. Предметы и вещи, связанные с Россией, близкими людьми, приобретают для писателя особую важность, они оживают и начинают жить самостоятельной жизнью на страницах его произведений.