Западные телеэпопеи «Карточный домик», «Фарго», «Настоящий детектив» и подобные им наглядно иллюстрируют разницу между русским и американским менталитетом. Американцы действительно другие. Это подтверждают и мои знакомые, побывавшие в США. Попробуем разобраться, что же в них такого «другого».
Напутствие Билли Грэма
Мы очень разные, и, вопреки всей привлекательности их уровня жизни, не спешите заимствовать привычки. Лик сегодняшних Соединенных Штатов сопоставим, ни много ни мало, с ликом Содома и Гоморры. Именно так считает Билли Грэм. Грэм – в недавнем прошлом духовный отец американского народа. Ваши мамы могут не знать, как сильно он повлиял на американскую нацию, потому что их детство пришлось на период «железного занавеса», а в 1992 году проповедник ушел со сцены. Между прочим, многочисленные ученые и критики называли его одним из сильнейших мира сего. Так вот, в своем обращении к нации в 2012 году духовный лидер произнес такие слова: «Если Господь не накажет Америку, то Ему придется извиниться перед Содомом и Гоморрой». Думаю, всецело можно отнести эти слова и к сегодняшнему дню: культурные суррогаты американского происхождения дают все основания.
Парадигма протестантизма
По данным сайтов prousa.info и americancities.ru, от 51 до 53% американцев относят себя к протестантам. Протестантизм пытался захватить Россию после распада СССР. К счастью, это ему не удалось, и мы до сих пор молимся перед иконами, крестим новорожденных детей и провожаем усопших в последний путь молитвой.
Изобразить профиль современного американца нам позволит то качество их религии, которое определило национальное мышление. Назову это качество термином «парадигма», столь излюбленным американскими гуру по личностному росту. Здесь оно как нельзя более кстати.
Парадигма американца-протестанта вырисовывается благодаря трем канонам. Один из них гласит: труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству. Иными словами, работа – самодостаточное богоугодное дело, настолько же приближающее к богу, насколько это делает молитва.
Согласитесь, такое видение кардинально отличается от православного. Нам, чтобы быть к Нему ближе, нужно отрешиться от мирского и трудиться духовно. Образец отрешения явил Алеша Карамазов. Однажды, услышав в храме евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, раздай всё и иди за Мной!», решил: «Не могу я вместо «всего» отдать пять копеек, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне». И ушел в монастырь.
Второй канон в нашей иерархии такой: протестантизм допускает и одобряет накопление земных благ, лишь бы это не было самоцелью. Православное же толкование библейских истин диктует необходимость заботы о душе, а не о кошельке. То есть тот, кто нажил ценности капиталистического свойства, достоин порицания общества. Наши люди, согрешившие в этом смысле, но верующие, издавна были самыми ярыми жертвователями, потому как сознавали свою неправедность.
Третий канон, формирующий менталитет американской нации, - это отношение к роли женщины. Наши девушки воспитаны в русле категорий «хранительница очага» и «продолжательница рода». Так было еще до царей, и так есть сейчас. Вспомним Машу Миронову из «Капитанской дочки», Наташу Ростову из «Войны и мира». «Счастье – это любить и быть любимой», - говорит Вика Люберецкая, героиня фильма «Завтра была война». Русская классическая литература и кинематограф не явили убедительного примера последовательной карьеристки. Во всяком случае, сопоставимого по масштабу отрешения от всего, кроме карьеры, с главными героинями кинолент «Дьявол носит Prada» и «Мисс Слоун». Протестантизм иначе трактует роль женщины: здесь она равна мужчине. Ее происхождение из ребра Адама не говорит об иерархии, а говорит о тождестве их природы. Женщина в американском понимании должна быть общественно активной. И это у них возведено в культ.
Духовные скрепы
Три этих ключевых фактора религиозной природы предопределили менталитет американцев. Справедливо заметить, что к числу протестантов или православных относятся не только те, кто руководствуется заповедями в повседневной жизни. И более того, многие относят себя к конфессии фактически по принципу: «ну не атеист же я». Но в контексте рассматриваемого вопроса важна не степень активности и вовлеченности, а сопричастность, общность «духовных скреп». Вот они-то и формируются религией. В соответствии с этими установками то или иное поведение становится общественно порицаемым или поощряемым. И это закономерно.
Активность женщины в деловой среде, стремление построить карьеру – не плохи. Плох американский перегиб - когда женщина отказывается от своей функции продолжательницы рода. Не очень разумно пренебрегать способностью производить потомство. Ведь это же, помимо всего прочего, возможность увековечить собственные ценности. Идеал американской нации сегодня – это человек, следующий «американской мечте» не во благо общества, а во имя удовлетворения собственных амбиций. Именно такой образ действий нам пытается навязать западное кино. Поэтому подходить к нему нужно с большой долей здравой критики, чтобы не создать на своей почве Содом и Гоморру.