В её группе «one day one sketch» — 20 тысяч
подписчиков, которые ежедневно ждут смешные рисунки. В них всё про нас –
клубничка, отжигающая в пятницу на дискотеке; хмурый петербуржец, идущий под
зонтом наперерез дождю и ветру или он же, с радостью растянувшийся дома на
любимой подушке.
Её путеводитель «Петербургский
алфавит» продаётся в крупнейших книжных магазинах, и его с восторгом развозят
по домам туристы. В нём много юмора, но нет избитых мемов. Боярский кричит
«каналья», «Бродский в бадлоне кормит батоном льва с Банковского моста», а
Гоголь находится на одной страничке с Главным Штабом и голубями.
"НЕ ЛЮБЛЮ БЕЛЫЕ НОЧИ"
— Герой ваших публикаций – это
Петербург, почему именно он?
— Я коренная петербурженка, и все мои родственники отсюда. Я люблю этот город — здесь есть какие-то
темы, на которые можно рисовать, шутить. Петербург от других городов отличает многое. Вообще, Петербург и Москва –
не Россия, так же как Нью-Йорк – это не Америка. Петербург действительно похож на какие-то другие европейские города, у него
своя нелегкая история. Он и недоевропа, и перероссия, как это ни странно звучит:
поскольку он в России, он не может стать европейским, но одновременно с этим он
абсолютно не русский город. Здесь очень тяжелая зима, ужасная, но прекрасное воздушное лето.
— Какие у вас любимые места в
Петербурге?
— Во-первых, книжные магазины. Любимый – «Подписные Издания»: мне очень
близки ребята, которые там работают, и вообще весь дух магазина чудесный.
Совсем не люблю, кстати, «Дом Книги», у нас с ним не заладились отношения. Нравится садик перед Аничковым Дворцом, где гуляла в детстве. Про
него не так много людей знает, там нет толпы. Люблю канал Грибоедова, он очень
красивый, и везде разный. Когда я с кем-то гуляю, начинаю что-то
показывать, рассказывать, то вспоминаю больше.
— А что не нравится?
— Как ни странно, не очень люблю белые ночи. Многие люди воспевают
их, но я дико страдаю и хочу купить еще более плотные занавески. Наверно, не
люблю некоторые районы, потому что есть такое понятие, как память места – как
бы ты его не переделывал и выгораживал эту территорию, она все равно
превращается во что-то неприятное. Например, Сенная площадь всегда будет
площадью торгашей, довольно грязной и странной. И это было всегда, и во
времена Достоевского, и сейчас.
РАЗНОШЕРСТНАЯ ПРОФЕССИЯ
— Кем вы хотели стать в детстве?
— Всегда хотела чем-то творческим заниматься. Увлекалась балетом
много лет, думала стать балериной. Когда-то давно планировала, может быть, писать какие-то тексты, но потом поняла, что для этого не хватает грамотности и запала.
— После бакалавриата по графическому дизайну мне захотелось рисовать больше,
я устала от тех заданий, которые были в университете. И придумала себе такой вызов — рисовать каждый день. Слова, сказанные самому себе, не очень меня мотивирует — лучшим, как и для многих, является публичный позор. Поэтому появилась группа, где сперва были друзья, а затем откуда-то повалили тысячи людей, и я до сих пор этому удивляюсь.
— В чем разница между иллюстратором и художником?
— У художника, даже если он
зарабатывает на этом деньги, есть муза, настроение что-то делать или нет. А
иллюстратор не может позволить себе такой роскоши, это работа. Когда ты
говоришь, что ты иллюстратор, это не
значит, что ты просто рисуешь, что тебе нравится — ты выполняешь заказы, иллюстрируешь книги, работаешь с ограниченным
временем и зарабатываешь на этом какие-то деньги.
— Высокий спрос на такую работу?
— От сезона, как и любой фриланс. Например, перед Новым Годом, или перед началом больших каникул заказов много, а потом их может вообще не быть. Если ты работаешь
на себя, то ты к этому должен быть готов.
Иллюстратор – очень разношерстная профессия. Кто-то работает с журналами, и у него каждый месяц заказы. Ко мне они приходят с разных сторон, поэтому я
не всегда могу предугадать, когда работы будет много, а когда нет.
— Несколько
советов тем, кто хочет быть иллюстратором?
— Первый совет: понять, какая
цель. И это относится не только к иллюстрации –
всегда нужно
понимать, зачем ты что-то делаешь. Если сама цель стоит в вопросе заработка, то
тогда от этого лучше сразу отказываться. Не та работа.
Второй совет: не пытаться сразу
идти в коммерцию. Я по себе сужу. Сперва покажи, что умеешь. Сейчас много площадок для этого, самая простая и популярная — инстаграм. Поэтому, если ты что-то
рисуешь, начинай это потихоньку выкладывать, рассказывай о себе, будь честен
перед собой и перед зрителями.
Третий совет: смотреть, что делают
другие. Я сейчас говорю не только об иллюстраторах и
дизайнерах, но и о классиках. Я все время говорю: идите в Эрмитаж, там все основы.
КОРОТКО О ТАТУИРОВКАХ
— Я недавно увидела пост на вашей
странице в ВКонтакте: вы в первый раз набивали татуировку по вашему рисунку. Страшно было?
— Было, конечно, страшно, но я это
сделала. Научилась бить татуировки. Сейчас набила уже четыре. Это очень тяжело
физически, но мне тем не менее это нравится, и
я хочу продолжать это делать. Есть большая разница между иллюстрацией и тату, потому что татуировка как техника накладывает определенные ограничения. Есть какие-то вещи, которые ты можешь легко сделать в иллюстрации и никогда не сделаешь в татуировке. Банальный пример: ты никогда не сможешь татуировки рисовать белым по-черному. Таких моментов достаточно много, но это первое, что приходит в голову.
—А у вас, кстати, татуировки есть?
— Нет, потому что, когда можешь
нарисовать почти что угодно, очень трудно выбрать. У меня каждый день новые
идеи, поэтому ничего не сделала.
— Вы занимаетесь любимым
делом и получаете за это деньги, у вас есть своя аудитория. Назовёте свою жизнь
назвать счастливой?
—Да, мне во многом повезло, но
очень многое и моим трудом сделано. Я постоянно от себя требую больше и больше.
В последнее время учусь отдыхать, вот этого совсем не умею. Я могла бы посоветовать людям, которые хотят
достичь похожего, много работать и делать это с регулярностью.
— Напоследок: как найти свое дело, по-вашему?
— Пробовать все подряд – это самый верный способ! Если сидеть и размышлять, подойдет тебе это, то ты никогда не узнаешь.