В клубе уже погас свет. Мы толпимся возле края сцены, шушукаясь и толкаясь, и я напряженно и взволнованно жду, предвкушая неминуемый выброс энергии. На сцене появляются знакомые фигуры и подходят к инструментам. Раздаются первые аккорды горячо любимой песни, и мы, пританцовывая, начинаем растягиваться цепочкой, занимая всё пространство в первом ряду. Я ликую: песня так подходит нам. Таким разношёрстным, но одинаково радостным и смешным, в одинаковых зелёных футболках. Наконец-то «вместе», а не «один». Я так долго этого ждала.

Маленький, но гордый фанклуб
С группой «The Dartz» я познакомилась в 2011 году довольно забавным образом. Брат пришёл с сольного концерта Ди (лидер группы) и показал фото с концерта, на которых я заметила своих двоюродных сестёр. «Почему вы все собрались, а меня не позвали?», — резонно возмутилась четырнадцатилетняя я. «Так ты же их не слушаешь, потому и не позвали», — удивился брат. Я хмыкнула, обиделась... и начала слушать.
Уже через год вместе с братом я в первый раз попала на их концерт. Это был 2012 год, The Dartz шагали по стране, замахнувшись на огромный (частично даже заграничный) тур, поэтому они заехали и в мой родной Нижний Новгород. Маленький клуб, пропахший сигаретным дымом, куча людей, сцена на одном уровне со слушателями (даже не сцена — инструменты вдоль стены) и нереальный драйв и песни, которые я жаждала услышать целый год, — вот лишь часть воспоминаний с этого вечера. Но самое главное впечатление было связано даже не с группой и не с музыкой, а с ними — компанией разноцветных людей в зале. Они подпевали и знали слова всех песен, они танцевали и прыгали до последних сил, они зажигали зал, преображались в героев текстов, приносили флаги и фонари. Я заинтересованно и восхищенно наблюдала за ними весь вечер, думала «Я хочу с ними!!!», но струсила подойти и познакомиться. Уже дома нашла этих ребят в интернете — Дартширское Ополчение — маленький, но гордый фанклуб, катающийся по стране за любимой фолк-группой и устраивающий различные флешмобы для неё.

Хотелось творить ту саму магию
С той поры попасть в Ополчение стало моим жгучим желанием. Я обивала пороги закрытой фанстраницы ВКонтакте, отвечала на анкеты, перечитывала кучу форумов и отчётов с концертов, находила сотни фотографий прошлых лет и, в конце концов, некоторых Ополченцев уже заочно знала в лицо. Я ждала. А The Dartz сначала ездили только по другим городам — и фаны следовали за ними, генерируя потрясающие идеи и выкладывая классные фотки, потом (к моему безмерному горю) группа распалась на пару лет. Но вскоре они вновь стали давать концерты.
Я успешно поступила в университет, переехала в Питер и наконец-то смогла ходить на выступления любимой группы. Но после стольких лет бездействия было невыносимо сидеть сложа руки и ждать. Хотелось творить ту саму магию, высекать те самые искры, которые когда-то зажгли меня и повели за собой. Отдавать музыкантам и слушателям ту энергию, силу, любовь, которой меня зарядили тогда, которую я получала через музыку все эти годы.

Если нет тех, за кем идти, веди сам
На очередной концерт мы с подругами договорились принести всяких бутафорских красивых штук для того, чтобы устроить костюмированный выход по мотивам одной из песен. Мы со всем этим крупногабаритным стаффом в руках уже заходили в клуб, как вдруг из какой-то компании у входа нам закричали и замахали руками: «О! Свои идут!» Я обернулась и поняла — это Свои. Те самые знакомые лица, которых я искала так долго. И так всё завертелось и закружилось, и вот уже год я в этом с головой и таки абсолютно счастлива.
Мы тоже обожаем музыку, которую слушаем, радуем любимую группу флэшмобами и подарками. Но только всё немного многогранней и интересней, чем обычно. Где это видано, чтобы фанаты выпускали собственную газету? Или предлагали и организовывали съёмку клипа? Или весь концертный тур ездили за группой вслед по стране? Мне кажется, мало, кто делает что-то подобное, но, возможно, таких историй было бы больше, если было больше таких музыкальных групп. Наши The Dartz. Самые душевные и тёплые, смешные и добрые, с песнями про жизнь и смерть, про свет и мрак, про путешествия, мечты и чудеса. Иногда дурашливые, иногда пугающие, иногда безумные, но всё время — те, которые зажигают путеводные звезды, заставляют сердца петь и биться звонко и горячо. Именно поэтому на каждом концерте в руках слушателей появляются главные дартширские символы — фонари и маяки — «ведь если где-то темный склон, то должен кто-то с фонарем стоять и освещать дорогу».

И это, пожалуй, главное: есть, кому светить, кого радовать и куда стремиться
Есть, ради кого творить и создавать праздник, и, наверное, сейчас это основная миссия Ополчения. Мы каждый концерт стараемся обеспечивать бенгальскими огнями и воздушными шарами для раздачи, запуска в зал. Реже, по настроению и концертной программе — складывать тучи бумажных самолётиков и корабликов. В последний раз клеили разноцветные атласные ленты на палочки, чтобы ими можно было размахивать — такие потрясающие фотографии получились! На самайновские (хеллоуинские) концерты народ обычно наряжается в нечисть или духов — героев некоторых песен.
Это всё классные, зрелищные и довольно простые по реализации действа, но случаются вещи и поглобальнее. Они обычно требуют планирования и работы в команде, специальных навыков (умение рисовать, конструировать, работать с деревом или тканью) и, конечно, значительных временных, трудовых и — периодически — финансовых затрат. Я называю подобные штуки Проектами и навскидку могу припомнить сразу несколько таких: Летающие острова, Театр теней, Крылатый автобус, печать футболок с символикой группы, газета «Вести из Дартшира», которую любовно рисует и пишет московская часть нашей компании, чтобы потом раздавать на концертах...
На последний концерт, посвященный «вселенной образов The Dartz», мы сделали настоящее звездное небо со светящимися созвездиями, а ведь для этого даже пришлось научиться паять! Это ужасно здорово, но самое классное — то, что вы сделали это сами, что всё в ваших руках. Простая мысль, от которой бегут мурашки и вырастают крылья.

«Для меня #дартширскоеополчение – это, в первую очередь, про любовь и сотворчество», – почти год назад писала я. И сейчас, несмотря на какие-то внутренние ссоры, обиды и размолвки, нормальные для любого коллектива, я в этом убеждаюсь всё больше.
Любовь к Ополченцам – таким разным и таким талантливым, ярким, самобытным. Ведь каждый из них – целый мир, неповторимый и многогранный, а вместе – Вселенная поддержки и тепла, путешествий, квартирников и совместного крафта.
Любовь ко всем сотрудникам всех клубов, не готовых к фолк-концертам и особенно к концертам The Dartz, потому что абсолютно бесценно видеть их реакцию на происходящее в зале. [«(группа ещё не вышла).. а уже выпили всё пиво!»].
Любовь к слушателям, которые присоединяются к любому безумству, безудержным танцам или хоровому пению, зажигают фонарики, запускают воздушные шары и так ценят атмосферу концертов, которую вместе с Дартсами помогаем создавать мы.
Любовь к музыкантам, которые творят эту бесценную магию эмоций, звуков и слов. Самым чудесным музыкантам, которые каждый концерт видят наши лица и беснование в зале. Которые благосклонно терпят наши странные выходки и дурацкие подарки, беззаветно отдают и принимают энергию и любовь в ответ (вплоть до того, что вы едете вместе в одном плацкарте с одного концерта на другой, а барабанщик и солист приходят в ваш отсек травить байки и рассказывать истории!).
Вся эта необъемлемая любовь к людям… и к музыке, которая не кончается.