- А какой у вас проходной балл? – спрашивает мама.
Она держит за руку сына, скорее всего,
одиннадцатиклассника, который выше ее на целую голову.
- В прошлом году средний был 270, а у последнего
зачисленного – 262, - отвечает представитель вуза, скорее всего, студент второго или третьего курса. Отвечает как автомат, наверное, повторяет все утро, и вопросы знает наизусть.
- А в этом? – наконец проявляет инициативу сынок, но
студент в ответ только пожимает плечами.
Это была уже третья очередь, в которой я стояла, присматривалась, прислушивалась и, наконец, поняла, что дальше стоять нет смысла. И так все ясно.
А баллы снова правят балл?
Этот форум открывал выпускникам 2019 целый ряд городских аналогичных мероприятий о профориентации, о выборе, о вузах.
С каждым годом их становится все больше, и число посетителей растет, но переходит ли количество в качество, какова эффективность всех этих мероприятий, если главный вопрос на них по-прежнему – проходной балл.
И вот первое впечатление - едва ли не с калькуляторами в руках и дети и родители считают эти баллы «на бюджет», куда поступить проще, где надежнее, а вот сам выбор профессии, похоже, отодвигается для многих куда-то на задний план. Главное – на бюджет, а там посмотрим!
Потом они, разумеется, посмотрят, и увидят, и узнают, что только треть нынешних выпускников университетов будут работать по специальности.
Важно не что выбирать, а как выбирать!
Нужны ли подобные мероприятия? Несомненно, они расширяют кругозор, помогают точнее сориентироваться. Но только в том случае, если определенный объем работы уже проделан, если уже определена сфера интересов, свои собственные склонности, дарования.
Если же посещение такого форума или ярмарки – попытка сесть в последний вагон, то польза, конечно, сомнительная. И совет тут может быть только один – озадачиваться выбором надо было еще раньше – в 5-6 классах. Тогда больше времени осталось бы и на «пробы», на разные кружки и секции, на олимпиады.
Это я к тому, что не так уж важно, что вы выбираете, а важно, как выбираете, какой лично вам интерес, мотивация, от этого во многом зависит результат, успешная карьера.
Как с этим обстоят дела? Справедливости ради отметим, что профориентация «молодеет». И если еще 2-3 года назад на подобные мероприятия приходили, в основном, 11 или 10-классники, то сегодня на городских форумах можно встретить ребят из восьмых и даже седьмых классов. Ну что ж, как говорится, лиха беда начало…
И еще положительный факт – самая длинная очередь на «Навигаторе» была… к психологу, человеку, который способен помочь нам понять самих себя. Очевидно, ребятам очень не хватает этих знаний, хотя с них, наверное, и надо начинать.
Но вернемся к цифрам и баллам. И те и другие свидетельствуют: конкуренция ужесточается. И хотя число абитуриентов остается приблизительно таким же, проходной балл растет. С 2011 года по России он вырос на 5: от 64, 2 до до 69,1.
Он не будет, разумеется, расти до бесконечности, но все чаще исход сражения решают уже не баллы, а портфолио, победы на олимпиады и – обратите внимание на этот тренд – личные проекты абитуриентов.
По крайней мере в нескольких ведущих вузах Санкт-Петербурга и Москвы они уже тоже улавливаются. Но опять же – эти проекты, как и победы на олимпиадах или творческих конкурсах – все это не за месяц-другой создано, это результат серьезной работы, самореализации.
Загляни за горизонт
Теперь – о способах практических, особенно для тех, у кого еще есть время, и для их родителей.
Как выбирать в теории – многим уже ясно. Но как быть в реальной жизни? К примеру, для школьников разработан проект «Билет в будущее», который начинается с шестого класса. А Минпросвещение планирует создать единую национальную систему профориентации. Но сейчас реально ее нет! И даже уроков профориентации в школьном расписании, и говорят о ней разве что на классном часе.
Может, поэтому когда в прошлом год мы провели опрос выпускников российских школ, из трех тысяч респондентов, 53% поставили за профориентацию своим школам «неуд»? Как тогда выбрать одну из 40 тысяч профессий, существующих сегодня?
Выход есть – это кружки и секции в тех же школах и домах творчества, это олимпиады и увлечения – короче, все то, что даст дополнительный опыт, раскроет ваше личное дарование. Если же выбор небогат, погуглите в интернете, зайдите на сайты ведущих вузов, на наш сайт, где уже собран каталог из 200 перспективных профессий.
Возможности есть, было бы желание.
Очередь к психологу на профориентацию
Побывав на форуме «Навигатор поступления-2019», попытался разобраться корреспондент «ПУ»