Французские учёные провели исследование, чтобы выяснить, почему в профессиях, связанных с математикой, так мало женщин.
Для Тома Бреда (Thomas Breda) из Парижской экономической школы и Клотильда Напп (Clotilde Napp) из Национального центра научных исследований Франции первым шагом на пути к ответу стал анализ данных о более чем 300 тысячах школьников. Оказалось, что в 15 лет девочки и мальчики делают примерно одинаковые успехи в математике, но девочки значительно лучше мальчиков в чтении. Это позволило предположить, что успехи в чтении обуславливают склонность девочек к гуманитарным профессиям.
Но исследователи не остановились на достигнутом. Вторым этапом они проанализировали данные о 301306 пятнадцатилетних школьниках из 64 стран (34 развитых и 30 развивающихся): информация была собрана в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся.
В выборке были все необходимые данные об успехах в математике и чтении каждого из детей. Анализ выявил, что средние показатели успеваемости по математике у мальчиков примерно на 0,1 стандартного отклонения выше, чем девочек. При этом девочки превосходят мальчиков в чтении примерно на одну треть величины стандартного отклонения — на 0, (3). А разница между успехами в чтении и в математике у девочек на 0,8 стандартного отклонения выше, чем у мальчиков. Получается, что в 15 лет девочки не хуже мальчиков справляются с математикой, но намного больше читают.
Далее учёные рассчитали, как эта разница в успеваемости отражается на их выборе профессии в будущем. Для этого они проанализировали ответы участников на вопросы, собираются ли они продолжить изучать математику после школы, и будет ли их профессиональная деятельность связана с ней или же все-таки с другими науками. Оказалось, что желание выбрать математическую профессию у мальчиков на 0,22 стандартных отклонения выше, чем у девочек. Притом разница в этом показателе на 80 процентов обусловлена различием в успеваемости по чтению и математике.
Таким образом, исследование подтверждает, что дефицит женщин в профессиях, связанных с углубленным изучением математики, обусловлен тем, что в подростковом возрасте девочки больше читают, чем считают. Поэтому и избегают «царицу наук», хотя и не отстают в ней от мальчиков. Женский пол скорее предпочитает гуманитарные или химико-биологические специальности.
Но что так и не прояснилось: почему прекрасный пол не выбирает математику, хотя неплохо в ней разбирается загадка.