Существует две направленности в психологии — теория и практика. Под первой я подразумеваю изучение психологии, психических функций, феноменов. Это научная деятельность и преподавание. Практический блок — это работа с клиентами, консультирование. Университет за счет курсовых и выступлений на публике готовит только к теоретическому блоку. Поэтому на втором-третьем курсе уже стоит задуматься над практикой.
На втором курсе я пыталась писать научные статьи, много работала над своими курсовыми и поняла, что это интересно, но очень тяжело и не совсем то, что мне подходит. По этой причине на тртьем курсе, приехав в Петербург по направлению университетского педагога, я поучаствовала в социальном проекте, где провела свой первый тренинг, и мне очень понравилось. Я нашла центр, где этому серьезно обучают, и пошла туда учиться на тренера. Во время обучения меня взяли в этот клуб в качестве стажера-педагога: я вела курсы по практическому мышлению и другие тренинги. Это был мой первый опыт, самый полезный. Окончив учебу, я пошла в другой центр, где работала администратором и помогала писать тренинги. Несмотря на то что оба этих опыта не были связаны с психологией напрямую, я все равно находилась в этой среде, рядом с психологами, которые делились личными историями и опытом.
Потом я отучилась на психолога-консультанта, работала в психологическом центре для детей и подростков — и это была моя первая серьезная работа в качестве психолога. Там я поняла, что хочу работать именно с детьми, поэтому стала углубляться в эту область. Но с таким опытом, как у меня, сложно было куда-то устроиться, так что около года я работала в детском саду Монтессори.
В общем, получить опыт работы психологом — сложно, и, скорее всего, ваша первая работа напрямую связана с психологией не будет. Возможно, вам повезет — и вас возьмут в хорошее место сразу, но обычно психологов с небольшим опытом берут только в школы, где много бумажной волокиты. Хотя, если вы молоды и вам нужна практика после универа, школа — очень даже неплохой вариант. Так что вначале очень важно получить максимум от практики. Любой.
Мой рабочий день сейчас — это подъем часов в 10–11, в 12:30 я выхожу из дома и в 14:00 начинаю рабочий день. А дальше как пойдет. Если в этот день есть тренинг — продумываю его, пишу программу, оформляю документы, готовлю материалы. Если остается время — отвечаю на вопросы в группе ВК, считаю результаты мониторинга (это опросы участников клубов), выполняю поручения начальства, которые редко связаны с работой психолога, скорее с организаторской деятельностью. После этого, часов в 18–19, иду на тренинг, провожу его — это часа полтора — а затем домой. Когда тренинга нет — все то же самое, только больше бумажной работы. Еще вместо тренинга может быть индивидуальная консультация, одна-две. Т.е. структуры в рабочем дне достаточно мало, и формирую его я сама.
У знакомых психологов, работающих фриланс-консультантами, график вообще свободный, но начинается тоже где-то в десять утра — первый клиент, часовая консультация, получасовой перерыв, следующий клиент. И так часов до девяти. С перерывом на обед, конечно. Это не самый комфортный вариант, хоть и прибыльный.
Психологу нужна самоорганизованность, вера в свои способности, умение быть нейтральным, а в идеале — принимающим разных людей, вне зависимости от их особенностей и предпочтений. Чувство юмора тоже необходимо. А еще нужен навык заботы о себе. Потому что психолог, которому плохо, не поможет никому. Ну и думать тут нужно аналити- чески, системно, с минимумом стереотипов... и постоянно. А впрочем, хватило бы даже человечности и навыка заботы о себе.
Думаю, что качественные психологи всегда будут нужны, потому что это наука о человеке. В России только сейчас понемногу начинают привыкать к идее, что поход к психологу ничем не отличается от похода к ЛОРу, например. Недавно по этому поводу говорила со знакомым, он работает в IT-сфере, в достаточно крупной компании. Он тоже убежден, что сейчас продолжает формироваться тенденция к росту популярности IT-специальностей. И это понятно — технологии внедряются везде. Но по этой же причине увеличивается потребность и в специальностях исклю- чительно «человеческих», к которым относится в том числе и психолог, потому что их очень сложно заменить машиной.