Я сдавала историю и обществознание. Экзамены прошли не так страшно. На нервной почве начала выкладывать все, даже то, что мимолетно читала. Поэтому лучше всего постоянно быть погруженным в свой предмет, даже с помощью фильмов. В итоге я поступила в Санкт-Петербург, на юридический факультет. Оказалось, прожить на стипендию в большом городе, мягко говоря, невозможно — и на втором курсе я задумалась о том, чтобы подыскать работу. Одногруппница занималась репетитор- ством и посоветовала мне попробовать. Закралась мысль: а почему бы и нет? Я никогда не рассматривала для себя подобную работу, да и из опыта были лишь занятия с одноклассниками в выпускном классе. Поэтому поначалу было страшновато: наверняка я не все знаю или что- то неправильно скажу.
На объявление откликнулись на удивление быстро, и у меня появились первые ученики. В первый год работы я тратила большое количество времени на подготовку к каждому занятию, чтобы чувствовать себя уверенно. Сейчас мне уже гораздо проще, потому что каждый раз я двигаюсь по протоптанному пути. Пришло понимание: это нормально, что никто не знает абсолютно все даты назубок, только если в конкретном периоде. Конечно, иногда у меня вылетают из головы и даты, и имена, но ученики относятся к этому с пониманием.
В среднем в неделю я провожу пять занятий. Это относительно немного, потому что я поступила в магистратуру и совмещаю работу с учебой. В основном занимаюсь с одиннадцатиклассниками. Когда начала преподавать ребятам, я сама еще не так давно окончила школу и хорошо помнила, что в школьных занятиях мне не хватало четкой структуры. Поэтому у моих занятий есть определенный план: сначала проверка письменного домашнего задания (я всегда задаю сочинение), потом проверка того, что запомнилось из конспекта прошлой темы, после этого я даю новую тему.
Проверив кучу работ, я поняла, как учителя замечали, что наши сочинения скатаны из интернета — даже в Google для этого не надо заходить.
Для меня процесс репетиторства состоит не только из передачи знаний, но и из изучения личности каждого ученика. У всех разные способы восприятия, интересы. Кто-то любит расписывать все в подробностях, кому-то легче усваивать материал через схемы, некоторым нужны ассоциации для запоминания. Задача репетитора — понять своего ученика, сделать так, чтобы обучение давалось ему как можно легче.
Еще одна важная функция репетитора — замечать переживания ребенка по поводу учебы, экзаменов. Нужно поддерживать, успокаивать, настраивать на позитив. Потому что успешный результат вряд ли придет без уверенности в своих силах и внутреннего спокойствия.