Кем стать? Это самый страшный вопрос, который появляется не во время того, как звенит последний звонок в 11 классе, а задолго до этого.
Нам всем даются годы для того, чтобы принять верное решение
и выбрать свой путь. Однако кто-то этим временем пользуется, а кто-то
продолжает бездумно жить.
Однозначно везет тем ребятам, у которых со временем появляется любимое хобби, и чаще это происходит еще в школе, когда либо ты сам решил чем-то заняться, либо тебя отдали родители в какой-то кружок или секцию. Это во многом может облегчить дальнейший выбор пути, ведь есть большая вероятность, что человек захочет связать дальнейшую карьеру именно со своим любимым делом.
Это удалось нашему герою, Илариону Зайкину. Он ювелир. И без преувеличения можно сказать: он с детства шел к тому, что сейчас приносит ему и удовольствие, и деньги.
— В каком возрасте ты решил стать ювелиром?
— Это было лет в 14. Я учился в художественной школе. Помимо основных занятий там были и дополнительные, например, скульптинг, моделирование, художественная обработка металла. Это было по желанию. Я решил пойти на художественную обработку металла. В основном нас учили чеканке, ювелирке. Мне это очень понравилось. Именно тогда я задумался о том, чтобы и дальше изучать это дело. Я шутил, что у меня есть два варианта: либо быть сантехником или сварщиком, либо углубиться в ювелирное искусство. Мой выбор был очевиден. Я нашел вуз и подал документы.
— Чем привлекла именно эта деятельность?
Есть еще один значимый фактор, который меня привлекал больше всего — я понял, что буквально из ничего, обычного куска металла, ты создаешь то, что меняет взгляд у людей, которым ты отдаешь изделие. Мне нравится, как они смотрят на вещь, которая совсем недавно не представляла никакой ценности.
— Какие еще варианты ты рассматривал при выборе профессии?
— Вообще я хотел стать художником. До того как стал ювелиром, думал, что выберу более, скажем, художественный путь. В обычной школе я учился не очень, поэтому понимал, что высшее образование не для меня. Так я решил, что буду заниматься рисованием, но в конце 8 класса понял, что стану ювелиром.
— Расскажи об особенностях обучения ювелирному делу.
— Да особенностей, в общем-то, и нет. Хотя, конечно, в любой сфере есть свои тонкости. Здесь, например, главное — терпение. Ну, безусловно, важно быть трудолюбивым, с развитой мелкой моторикой. Будет плюсом, если у тебя инженерное мышление.
— Какие забавные случаи бывают на работе?
— Иногда мне кажется, что изделие и перенимает, и влияет на энергетику человека. Вот придет какой-нибудь вредный клиент, отдает на ремонт что-нибудь, и, казалось бы, делать там нечего, а оно не поддается — вечно ломается, сопротивляется. И ты вот корпишь над ним долгими часами, и в итоге побеждаешь. И такое бывает довольно часто. В итоге ты отдаешь починенное изделие тому человеку, и он заметно меняется. И получается, что он изначально пришел с негативом, потом ты мучился, лобзал, пытался договориться, и в итоге получаешь благодарность и добрые теплые слова, будто ты не изделие ремонтировал, а самого человека.
— Ювелирному искусству обучают только в учебном заведении?
— Есть два варианта: либо идти в учебное заведение, либо обучаться в качестве подмастерья. Во втором варианте очень важно найти толкового мастера. Например, один и тот же процесс можно делать правильно и не правильно (вариаций, как правильно и как неправильно тоже очень много), и это всецело зависит от учителя. И вот если ты попадешь к не очень грамотному специалисту, то так потом всю жизнь и будешь делать не так, как следует, будешь мучиться.
— Какие вузы обучают ювелирному мастерству?
— МИРЭА, СПбГУТД, РГГУ, СПбГУ, РХТУ — это из того, что я знаю. Они находятся в Москве и в Питере. Есть вузы в Омске, Екатеринбурге, Тольятти, Хабаровске, Казани. Насчет вступительных – везде по-разному. Это нужно узнавать в каждом отдельном вузе.
— Какие ты видишь минусы в своей работе?
— Сидячая работа, порой, с вредными клиентами. Если серьезно, то в каждой сфере есть, скажем так, профессиональные болезни, так же и здесь. Развивается близорукость, поскольку большую часть времени ты проводишь глядя на мелкие предметы, работая с оптикой. Портятся зубы — вымывается кальций. Это происходит из-за того, что тебе приходится работать с кислотами и тяжелыми металлами. Я знаю случаи, когда у мастеров, которые работают в помещении с плохой вентиляцией, развивается хронический кашель. Опять же, это происходит потому, что идет работа с тяжелыми металлами. Кадмий при пайке выгорает. А это на самом деле очень ядовитое вещество.
— Что ты можешь посоветовать тем, кто мечтает обучиться этому делу?
— Если тебя это хоть каплю заинтересовало, я бы посоветовал зайти на YouTube — там много мастер-классов, видео уроков с объяснением. Есть очень много ювелирных форумов, где люди делятся информацией. И это только в русскоязычном интернете. Также есть англоязычные сайты, где информации в разы больше. Следующим шагом будет покупка самых базовых инструментов. После этого можно начать творить.
Я бы посоветовал начать с плетения цепей. Оно развивает мелкую моторику рук и понимание пайки. Там много нужно паять, и во время работы руки привыкают к этому процессу. Дальше уже с этим будет гораздо проще. Также привыкаешь к пластике металла, когда гнешь все эти звенья. Я, к слову, тоже с цепей и начинал.
— Какие эмоции ты получаешь на работе?
— Я получаю весь спектр эмоций: от злости, когда «воюю» с изделием до любви и лобзания с ним же, и попыток договориться.
Вообще, часто это очень позитивные эмоции. Например, когда тебе отдают какое-то старое изделие на ремонт, особенно если человеку до этого в ремонте отказали несколько раз, а он его сильно любит. Или тебе приносят эскиз того, что человек хочет увидеть в итоге, а ты ремонтируешь это или с нуля воспроизводишь — искра, горящая в глазах получателя в итоге — это бесценно. Я уверен, что магия золота или каких-то драгоценных камней существует. И дело не в похвале или деньгах — человек просто восхищается, удивляется, радуется как ребенок, и это здорово!