Совершать ошибки — это плохо. Любое неверное решение может обернуться катастрофой. Нам с детства дают такие установки. Но верны ли они? Да, есть ошибки, которые могут дорого обойтись, но в большинстве случаев нас ругают за то, что можно исправить. И тогда появляется боязнь сделать что-то не так. Разбираемся, почему так происходит и как побороть этот страх.
Боязнь ошибиться во время обучения появляется в детстве. Причиной страха может быть строгое наказание или выговор от родителей за какой-нибудь проступок, отсутствие одобрения со стороны окружающих. В начальной и средней школе боязнь ошибиться могут вызвать критика со стороны учителей за недочеты в задании или некрасивого почерка. Как следствие, возникает страх получить плохую отметку. Высмеивание допущенных ошибок при сверстниках также может сыграть злую шутку. В старшей школе, особенно в выпускном классе, подростки часто слышат фразы а-ля «Не сдашь ЕГЭ — лишишься достойного будущего». Подобные негативные установки вселяют страх получить низкий балл, и ученик начинает лихорадочно готовиться к экзамену, мучая себя бесконечным решением пробников ради того самого «достойного будущего».
Что касается последствий — боязнь совершить ошибку отрицательно сказывается на образовательном процессе, так как вызывает у учащихся различные трудности. А отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками, наоборот, гарантирует эффективное обучение. Такой вывод сделала философ Жюли Реше.
Но всегда ли боязнь ошибиться мешает? Согласно теории профессора психологии Стэнфордского университета Кэрола Двэка, существует два типа людей по образу мышления, от него и будет зависеть отношение к ошибкам. Люди с фиксированным мышлением руководствуются принципом «выше головы не прыгнешь», а потому не стремятся достигать новых высот. Ошибку они воспринимают как знак собственной неспособности. Тех же, кто обладает гибким мышлением, интересует именно процесс развития. Они полагают, что если приложат достаточно усилий и проявят трудолюбие и терпение, смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться. Таким образом, людям, имеющим фиксированное мышление, страх оступиться преграждает дорогу к интересной жизни, полной новых возможностей, чего не скажешь о тех, у кого гибкий тип мышления.
С теорией все понятно, а что на практике? Узнали, как школьники справляются со страхом ошибок:
«С детства я стремилась выполнять все школьные задания на 5. Но не потому, что я знаю и понимаю предмет на пятерку и это моя настоящая оценка, а потому, что так надо. Правда, кому и зачем — непонятно. Хорошая оценка подразумевает отсутствие ошибок, поэтому их наличие приравнивается к потере пятерки. Со временем я стала понимать, что другие оценки не делают меня или остальных людей плохими. Думаю, каждый должен получать те отметки, на которые знает и понимает предмет. Поэтому бессмысленно гнаться за идеальной успеваемостью, если изначально усваиваешь хорошо не все. Нужно стремиться не к отсутствию ошибок, а к их исправлению. Ведь в процессе обучения человек понимает, почему именно нельзя поступать так или иначе и можно ли исправить последствия».
(Елена Л., выпускница)
«Страх ошибиться при обучении мучил меня много лет. Я всегда была отличницей, и слишком уж косячить мне не приходилось, поэтому не могу сказать, что каждая ошибка на меня как-то влияла. Я всегда воспринимала неудачи как норму: все с этим сталкиваются. Как мы можем чему-то научиться, если не ошибаемся? Даже если очень хочется, невозможно сразу сделать все идеально. Но в какой-то момент я стала замечать, что мне сложно делать домашние задания для курсов, тесты в школе, писать текст в новом жанре. Все потому, что боюсь ошибиться и таким образом показать, что я глупая, что-то не знаю. Это очень волнительный момент, когда понимаешь, что где-то есть недочет, и начинаешь себя ругать: взял и накосячил в такой мелочи. Однако эта ситуация — палка о двух концах. С одной стороны, ты же только учишься и не можешь не ошибаться, к тому же мы не на ЕГЭ. Но, с другой стороны, все равно страшно: не понимаешь, как это могло случиться, ведь ты старался. Другие люди не ошибаются, но, на самом деле, так только кажется. Конечно, страх сделать что-то не так влияет на результат. В каком-то неосознанном потоке мыслей думаешь только о том, как бы не ошибиться. И по закону подлости ошибаешься, потому что отвлекаешься, волнуешься. Косячишь там, где на первый взгляд это невозможно, и расстраиваешься. А что делать? Ошибки — это нормальное явление. И наверное, избежать нервотрепки поможет только осознание этого, которое, кстати, приходит далеко не сразу. Существует же синдром отличника, когда человек стремится сделать все безупречно. И ошибки никак не вписываются в понятие идеальности. Не круто, когда ты ругаешь себя за то, что ошибся. Ты сделал то, что свойственно всем людям. Ты не ругаешь себя за то, что дышишь, так зачем ругать за ошибки? Мне потребовалось много времени, чтобы хотя бы начать это осознавать».
(Алина Л., 9 класс)
«Я считаю, что всем свойственно ошибаться, и это тот самый тернистый путь, который мы обязательно проходим. Я сам с этим сталкивался. Было дело, когда трясся над каждой работой в попытках довести ее до идеала. Наверное, я так переживал за отсутствие ошибок потому, что родители поощряли меня за хорошие оценки, и мне хотелось больше таких привилегий. Я боялся ошибиться еще и потому, что в случае провала меня не похвалят перед классом, а ведь так хочется блеснуть знаниями. Но, чем меньше времени оставалось до ОГЭ, тем быстрее уходил этот страх. Где-то в глубине души я понимал, что в принципе неважно, сколько получу баллов: если не хватит для 10 класса, пойду в техникум, о котором хорошо отзывались друзья. И как-то постепенно боязнь ошибиться исчезла. Я спокойно прорешивал варианты, готовясь к экзамену, и в итоге получил две пятерки и две четверки, чем очень доволен. Хочу сказать, что ни в коем случае не стоит забивать на учебу просто потому, что боишься сделать ошибку. Работай усерднее и не паникуй, тогда страх уйдет сам».
(Алексей И., 10 класс)
«Страх ошибиться — нередкое явление в нашей школьной жизни. Некоторые опасаются потерять авторитет, строившийся годами. Для других, ошибка — это плохая оценка, которая повлияет на успеваемость. Есть и те, кто боится допустить любую оплошность, которая может поставить под сомнение их первенство в определенной сфере. Так было и со мной. По своему любимому предмету всегда хочется оказаться в списке лучших. Поэтому страх сказать на уроке то, в чем ты абсолютно не уверен, в какой-то степени обоснован. А вдруг ошибка? При всем классе. При учителе. Но понимающие, дружелюбные ребята никогда и никого за подобное не осудят. Ошибаться может любой человек, это часть развития, без которой рост невозможен. Неудача может стать дополнительным стимулом для учебы, познания себя и мира. А некоторые вещи и события вовсе не стоят таких переживаний».
(Мария Ш., выпускница)
«В моих планах окончить школу с золотой медалью и таким образом получить 5–10 дополнительных баллов для поступления на бюджет. Поэтому мне никак нельзя допустить четверок и, соответственно, ошибок. Для этого нужно прикладывать максимум усилий, несмотря на то, что хорошо учиться становится все труднее, в том числе из-за
подготовки к ЕГЭ. Так я думал вплоть до конца 10 класса. Но уже к маю ситуация изменилась. Я видел, как сверстники готовятся к экзаменам: решая пробники на сайте «Решу ЕГЭ», они
будто опасаются несоответствия их ответа верному. Сразу сверяют ответ, а объяснение игнорируют. И тогда я подумал: а смысл? Мы же работаем на себя, а не на кого-то, кто оценит ответ. И тогда я понял:
в этом и есть секрет успеха. Ты учишься на собственных ошибках, и чем их больше, тем полезнее для тебя.
(Никита К., 11 класс)
Кто всегда добивается успеха? Только тот, кто не сдается. Как Томас Эдисон, Стивен Спилберг и Джоан Роулинг:
Когда Томас Эдисон изобретал лампу накаливания, он провел 1999 неудачных экспериментов, повезло лишь в 2000-ый раз. Ученый говорил: «Я не ошибся ни разу. Я нашел 1999 способов того, как не стоит делать лампочки».
Стивен Спилберг много раз пытался поступить в Школу кинематографических искусств на разные факультеты, но баллов не хватало. Будущий гениальный режиссер поступил в технический колледж и все свободное время посвятил короткометражкам. Студия Universal Pictures заметила и оценила его творчество, а затем пригласила на работу.
Рукопись, ставшую позже бестселлером, на тот момент еще никому не известная писательница Джоан Роулинг набирала на старой печатной машинке. В издательствах Роулинг оказывали в публикации 11 раз! Редакторы советовали найти другую работу. Но женщина упорно шла к своей цели, пока одно небольшое издательство в Лондоне не опубликовало ее роман о Гарри Поттере.
Почему иногда важно ошибаться? Чтобы найти ответ на этот вопрос, поговорили с репетитором по русскому языку Викторией Николаевной Горенко. Вот, что она рассказала:
«Я работаю репетитором по русскому языку третий год, специализируюсь на подготовке к ЕГЭ. На моей практике было немало случаев проявления у детей боязни ошибиться. Чаще всего ученик либо молчит в ответ на вопрос по теме, либо затягивает с домашним заданием, не укладываясь в дедлайны. Можно только предполагать, о чем ребята думают в этот момент. Возможно, боятся показаться неспособными. Или не хотят услышать в свой адрес критику, которая отобьет желание учиться дальше. А если нет желания, нет и отличного результата, на который мы работаем и к которому стремимся. Ученики это понимают. Поэтому важно побороть в себе страх ошибок как можно раньше. Я всегда говорю детям: лучше сделать промах сейчас, на этапе подготовки, чем на самом экзамене. Именно эти неудачи и помогают достичь высокого балла. Ребенок запоминает место ошибки, понимает, что эту тему нужно подтянуть, и, как правило, больше трудностей не возникает. Мои ученики знают, что если работа идеальная, без единой помарочки, это подозрительно — высока вероятность списывания. А если я вижу в заданиях ребят ошибки, сразу понимаю: человек старался, делал сам, пусть и не все получилось. Поэтому всем учащимся я советую одно: не бойтесь оступиться. Ваш статус прилежного ученика не упадет ни в чьих глазах, зато вы поймете, на что обратить внимание в следующий раз, и таким образом быстро исправите ошибки. И обязательно справитесь с заданиями любой сложности!»
Рассказывает Алеся Владимирова, выпускница МАОУ «СОШ №9», г. Череповец