Если ты школьник
или студент, который давно мечтал
начать зарабатывать, помогать родителям, чувствовать себя независимым
или просто пробовать что-то новое, присмотрись к миру онлайн-профессий.
Я начала углубляться в фриланс в 17 лет: решила заняться SMM. Вела бизнес-профили
в соцсетях, наполняла их контентом и занималась продвижением. Конечно,
когда у меня стало получаться, я чувствовала гордость. Жаль, что в 2021 обычным SMM уже никого не удивишь. Поэтому рассказываем о новых удаленных профессиях, которые
востребованы сегодня, и о правилах работы на фрилансе.
Четыре востребованные онлайн-профессии
Менеджер по TikTok
Если вы творческий человек, а в вашей голове всегда миллион идей, стать тикток-менеджером — отличный шанс войти в мир фриланса. Основные обязанности эксперта — разработка стратегии продвижения брендов, генерация идей, монтаж роликов, написание сценариев, организация съемок и проведение рекламных кампаний. Но учтите: изучать эту соцсеть придется постоянно. Судя по моему опыту, тренды меняются чуть ли не каждый день.
Продюсер онлайн-курсов
Эту профессию я бы посоветовала тем, кто любит контролировать работу других и курировать разные проекты. Продюсер курсов создает и развивает продукты блогеров, экспертов, онлайн-школ. При этом есть два варианта работы: либо продюсер находит блогера-эксперта, и они вместе запускают онлайн-курс с нуля; либо продюсера нанимают в уже существующий проект для его развития. Этот специалист должен уметь планировать, генерировать креатив, управлять командой, анализировать аудиторию и создавать концепцию проекта.
Сторисмейкер
На этого специалиста ложится создание и публикация «историй» в соцсетях какого-то человека или проекта. Конечно, блогер может заниматься этим сам, но не всегда хватает времени. Поэтому сторисмейкер — востребованный специалист. Он должен формировать контент-план для сторис, монтировать видео, генерировать идеи, повышать охваты. Специалист помогает раскручивать бренд и улучшать продажи.
Также в обязанности продвинутых сторисмейкеров входит создание прогревов перед продажей продукта (чек-листа, курса или марафона). Специалист должен придумать сценарий прогрева. Его блогер будет использовать для сторис, чтобы повысить продажи.
Контент-мейкер
Это универсальный специалист. Он занимается наполнением блога или сайта текстовой и графической информацией: статьями, фотографиями, новостями, видеоклипами. Что надо делать? Создавать контент и различать жанры, продумывать контент-стратегии, разбираться в алгоритмах соцсетей, публиковать новости и генерировать идеи.
Небольшие проекты часто не могут позволить себе нанять команду. Поэтому нужен специалист, который будет полностью отвечает за контент в профиле: от поиска референсов до публикации готовых материалов. Чем же контент-мейкер отличается от SMM-специалиста? Первый не отвечает за продвижение страницы, а создает контент в соответствии с разработанной стратегией.
Как получить первый заказ
Теперь обсудим, как найти клиентов. Для начала нужно собрать несколько кейсов, которые отразят ваши опыт и способности. Чтобы получить кейс для портфолио, сделайте несколько заказов бесплатно, например, для друзей или знакомых. Затем можно начинать искать работу ...
... у блогеров
Они часто выставляют вакансии на своей странице, поэтому внимательно следите за постами и сторис знаменитостей.
... в тематических чатах
В телеграмме вакансии и заказы публикуются на специальных каналах. Среди них — «Помогатор» или «Bina_znaet».
... с помощью рассылки коммерческих предложений
Их можно направлять блогерам, их менеджерам или проектам, которые вам нравятся. Не забудьте, что предложение должно быть не типовым, а персонализированным. То есть адресованным конкретному человеку или проекту. В письме расскажите о навыках и покажите удачные кейсы.
Как избежать обмана
Если заказчик примет работу, но не оплатит ее, будет обидно. Как же не попасть в такую неприятную ситуацию?
1) Всегда берите предоплату за выполнение работы: хотя бы 30% от всей цены. Так вы точно поймете, что вас не хотят обмануть.
2) Заключайте договор. Он позволит обратиться в суд, если клиент не оплатит работу. Еще один плюс — возможность «отсеять» недобросовестных заказчиков, которые, как правило, сами отказываются от официального сотрудничества.
3) До оплаты заказа присылайте только половину работы. Этого хватит для ознакомления с вашим стилем и подачей материала. Недобросовестный заказчик, скорее всего, не сможет ничего сделать с частью работы. А честный клиент согласится внести всю оплату, чтобы получить оставшийся материал.
Фриланс, как и любая работа, требует много сил, умений и терпения. Однако результатом упорного труда может стать неплохой гонорар и возможность ни от кого не зависеть. Не бойтесь пробовать!
Рассказывает Екатерина Зеленчук, СПбГУ, г. Санкт-Петербург