- Ну, вот это «майнкрафт». Мне нужно выбрать стиль игры, - объясняет Ира и быстро клацает мышкой по правильным ответам. А я тем временем смотрю на все эти фотографии и думаю – они же все абсолютно одинаковы! О каком стиле речь то? И еще думаю о том, что никогда еще, наверное, не чувствовала себя такой глупой, как сейчас, рядом вот с этой 12-летней девочкой. - Да что вы? Это же проще простого…- добивает она меня своим утешением.
Мальчишка, сидящий рядом, легонько треплет её за локоть и тихо: «А что в третьем?». Надо же, всё как в обычной школе. Но вот только в обычной школе не встретишь столько компьютеров, 3D-принтеров, дронов, мощных микроскопов. И еще одно отличие – здесь нет звонков с урока и на урок. Здесь вообще нет уроков – здесь занятия: дети не сидят за книжками и тетрадями, вместо этого всегда крутят в руках какие-то приборчики и механизмы. Да и классов здесь, в общем то, тоже нет, вместо них – «квантумы». А вместо учителей наставники.
Здесь не спрашивают «Что нам задали? Выучил или нет?», здесь важно, чем человек занимается и какие у него результаты, то есть критерии более определенные, взрослые. Здесь ребята с самого детства могут придумать, а потом и создать свой проект: не прочитать в учебнике, не написать в тетради, а именно сделать самому или с другом. А потом представить это на конкурсах. Они сами хотят получить результат: это же интересно – подержать в руках то, что ты придумал в своей детской голове.
Например, моя собеседница сейчас создает 3D-модели роботов, которые будут пролезать в щели и смотреть, есть ли там живые люди и самостоятельно разгребать завалы. Она это придумала со своим другом Владом и уже может воплотить эту идею в жизнь, в свои 12. Через несколько месяцев они пойдут в «робоквантум» и попросят сделать эти модели вживую. Попросят у таких же детей, как и они сами.
В «Кванториуме» - центре дополнительного образования - таких, как Ира, учится несколько сотен. И у них у всех есть уникальная возможность – понять свои интересы через опыт, попробовать всё «своими руками», а не просто послушать советы родителей о какой-то там предрасположенности. Конечно, у нас есть много домов творчества, где детям «прививают» любовь к музыке, танцам или вышиванию, вот только есть огромная разница: здесь не просто чем-то занимают детей после школы, чтобы не бездельничали, а позволяют им попробовать себя в реальной профессии. Да, у них может не получиться, им может не понравиться, тогда они смогут уйти из одного «квантума» и пойти в другой. Главное – они попробуют и выберут, что им нравится. Выберут сейчас, а не потом, в 10-11 классе, когда время придет поступать.
Причем пофессии для выбора весьма популярные. Педагог-организатор центра Николай Монастырев рассказал, что при выборе направлений для детей ориентировались на запросы работодателей. Сегодня наиболее востребованы «технари».
И вот сейчас, когда «олимпиадники» теснят «высокобальников», когда вузы смотрят на мотивацию абитуриентов, такие центры становятся необходимостью. Вот же она, эта мотивация: из «Кванториума» выходят дети, которые поставили себе цель и точно знают, что делать дальше, которые уже знают, что такое конкуренция из-за многочисленных конкурсов и олимпиад. Все эти дети не будут выбирать по-принципу «лишь бы на бюджет» - они уже знают, что им нужно. А ещё они могут показать, что создали: кто-то принесет антисептик с ароматом земляники, сделанный несколько лет назад, кто-то руку робота, которой можно управлять через перчатку, кто-то проект нового торгового центра с виртуальными примерочными. И всё – место, можно считать, твоё.
Вот и Ира, которая показывала мне картинки в начале, уже решила, что в будущем подаст документы в «Политех» или «какой-то университет во Владивостке, где учат VR». И я не знаю, будет она рисовать игры, или делать модели для роботов. А, может, ей и вовсе понравится что-то другое. Но я точно знаю, что выбирать она будет не по наитию, а значит за её будущее я могу быть спокойна.