До сих пор не утихают разговоры вокруг 9-летней студентки-вундеркинда МГУ Алисы Тепляковой. И не удивительно: в своём возрасте девочка вынуждена читать монографии, пособия, изучать вышмат. И всё ради чего? Она же не такая, как все, она - особенная: окончить МГУ в 9 для неё - раз плюнуть. Да, только такая же особенная была и в 80-е годы - Ника Турбина. И что из этого вышло?
По статистике детей-вундеркиндов с выдающимися способностями не так уж и много: где-то от 6 до 10%. И даже не знаю, порадоваться за них или огорчиться. С одной стороны, им легко всё даётся, с другой - им в свои 10 приходится бороться с такими психологическими проблемами, которые нам и не снились. Психолог Виктория Анатольевна Васильева говорит, что «быть вундеркиндом непросто. С одной стороны - это большие перспективы и возможности в будущем у ребёнка, а с другой - особенности воспитания для его всестороннего развития, принятия и понимания себя, социума».
Прекрасно, если родители смогли распознать у ребенка способности в какой-нибудь области науки или искусства: у маленького гения появится мотивация, и он не будет сутками «сидеть в телефоне» и просто смотреть мемчики. Возможно, он даже примет участие в популярном телешоу «Лучше всех!», а потом лет через 10 сделает прекрасную карьеру.
Но так будет всего у одного или двух детей из 10%. А большинство, увы, повторят судьбу Алисы или Ники. Обычно родители, разглядев талант ребенка, заставляют его усиленно заниматься: и вот уже вместо кукол и машинок на столе лежат учебники и книги, а вместо друзей - курсы и репетиторы. А некоторые родители и вовсе задумают сделать из своего чада «проект» и начнут пиариться на этом. Но, как правильно говорит Виктория Анатольевна: «Ребёнок (даже если это и вундеркинд) - это не кубок мира и не «Оскар». Им нельзя хвастаться и тем более зарабатывать на славе своего ребёнка. Здесь нужно бережное отношение, никаких завышенных ожиданий и прогнозов. Установка на то, что мы рады твоим достижениям, но в будущем ты можешь стать тем, кем захочешь, и это здорово, и ты будешь счастлив».

Дело в том, что пока ребенок проходит все стадии взросления, у него формируется эмоциональный интеллект. И это очень важно, пройти через детство, через переходный возраст своевременно.
Однако у детей-вундеркиндов, к сожалению, все происходит иначе. Да, двухлетний малыш может знать флаги всех стран или выучить китайский. Но его эмоциональный интеллект будет очень низким, потому что этот ребенок в силу возраста еще только начинает познавать наш мир. Родители, конечно, могут переводить своего ребенка из 1-го класса в 3-й, если он делает большие успехи. Но психолог предостерегает: «Перепрыгивать же на несколько классов выше, - как вариант «подпитки для ума» и удовлетворения уровня развития - можно. Но велика вероятность, что этот ребенок, который на несколько лет будет младше своих одноклассников, не сможет чувствовать себя комфортно в таком коллективе. Одноклассники его вряд ли примут - из-за социальной незрелости, он им будет не интересен».
И вот тогда вместе с отличными оценками ребёнок и получит проблемы с социализацией… Ему будет трудно завести друзей, он так и останется «непонятым». Так было с выдающимся шахматистом ХХ века Бобби Фишером. В возрасте 15 лет он уже стал гроссмейстером. Но ему не о чем было разговаривать со сверстниками, ведь они не разбирались в шахматах так, как он. Конечно, учиться со сверстниками, когда ты умнее, образованнее - задача не из простых. Но не проще ли отдать одарённого ребёнка в какой-нибудь «Сириус» или «Интеллектуал»? Там он обязательно познакомится с ребятами со схожими способностями и интересами. Он не останется «умным одиночкой».