
- Как так получилось, что ты стала артисткой цирка?
- Все получилось благодаря моим родителям. Они артисты цирка, и у них есть свой цирк. Они еще и пародисты, пародируют звезд. Меня с детства к этому приучали. Я с трех лет работала в цирке вместе с родителями. Они даже отправили меня в цирковую студию, но когда я туда пришла, оказалось, что я итак уже все умею. В дальнейшем меня уже заметили другие цирки.
- А в каком цирке ты выступаешь сейчас?
- Сейчас я помогаю своим родителям. Я вернулась к истокам и на большую сцену уже не рвусь. Хотя, если бы была возможность, я бы еще раз поработала в Большом цирке.
- С какими артистами ты выступаешь?
- Я выступала с разными артистами. Но это было сложно, потому что артисты - это творческие своеобразные люди. К каждому нужно было найти подход. Но я работала с жонглерами, акробатами. Часто я выступаю с фаерщиками, дрессировщиками. Дрессировщики дрессируют больше собак и хорьков, а я дрессирую остальных: рептилий и голубей. А еще ястреба.
- Ястреба? Очень интересно. А как это?
- Ястреб у нас появился резко. Мы его в лесу нашли, и я научилась его дрессировать. Сначала птицу нужно было приручить к себе, к своим рукам. Кстати, это очень сложно сделать, потому что когда он ко мне привык, я уже уехала на учебу в другой город. И мне приходилось ездить раз в три дня домой, чтобы его покормить. Потому что он ни с чьих рук больше есть не хотел. Только с моих. Я всегда сажала его на руку, кормила, говорила: «Смотри на меня, следи за мной». Он привыкал к моему голосу, ко мне. Я могла его рукой отбросить, чтобы ястреб полетел далеко, а потом сказать: «Ко мне». И он возвращался.
- Какой распорядок дня у циркового артиста?
- В зависимости от сезона, и как работаешь. Например, я в пятницу приезжаю в Лен. область, потому что там находится цирк. Пью кофе, а потом- на концерт. В субботу мы встаем в 4-5 утра, потому что у нас по 3-4 концерта может быть. Обычно, мы приезжаем за полтора часа до начала. Нужно достать реквизит, костюмы, оборудование аппаратуру, свет. У каждого из нас свои обязанности. Потом проходит сам концерт, а оборудование убирается по мере освобождения человека. А потом мы все едем на следующий концерт.
- Из каких этапов состоит подготовка циркового номера?
- Когда приходит новый артист, мы смотрим, что он умеет или чем хочет заниматься. Например, он жонглер, но хочет быть еще эквилибристом. Если артист от начала до конца отточил свой номер и может его воспроизвести, то я знаю, что этого человека я могу выпустить на сцену. Нужно всё отточить. Все движения заранее. А если он хочет чему-то научиться, то тут уже сложнее. Сначала мы пробуем его обучить.
- Помогаете ли вы друг другу или у каждого артиста свои обязанности?
- У нас есть у каждого свои обязанности. Например, я всегда расставляю свет и реквизит. Но если кто-то из людей очень сильно устал раскладывать костюмы или цирковые сувениры, я подойду и помогу. Мы можем друг другу помочь после концерта, чтобы было легче и быстрее.
- А есть ли конкуренция между артистами?
- На самом деле, нет. Потому что у каждого из нас свои номера, и мы их все показываем. Конкуренция может наступить в борьбе за определенную должность в цирке.
- Нужны ли актерские навыки артисту цирка?
- Да, нужны. Во-первых, может случиться непредвиденная ситуация. Нужно подменить, допустим, клоуна. Зимой я всегда работаю снегурочкой и веду детские утренники. Там, конечно, нужно проявить и артистизм, и актерские способности, и с детьми поиграть. Конечно, лучше иметь актерские навыки. Хотя самый главный навык-просто не бояться сцены, а дальше уже все будет.

- Где нужно учиться, чтобы затем выступать в цирке?
-На самом деле, можно просто походить в цирковую студию или посмотреть видеоуроки. Хотя я знаю, что в Москве есть цирковое училище, и там людей обучают. Но ты уже приходишь со знаниями. С нуля там не обучают.
-А где ты сама училась этому?
-Я самоучка. Меня родители учили. Я до сих пор помню, как мы вышли во двор с хула-хупами. И я стою, а на меня все соседи смотрят. А моя мама говорит: «Крути-крути». Потом, в дальнейшем, родители отдали меня в цирковую студию. Но, повторюсь, когда я туда пришла, я уже все знала. Сцены я не боялась. Но с каждым годом я дополнительно что-то изучала.
- Выдели плюсы и минусы профессии циркового артиста
- Из плюсов-это безумно интересная работа. Каждый раз не знаешь, кого встретишь. Для меня еще главный плюс это то, что очень часто ты куда-то уезжаешь. Ты видишь что-то новое. Я могу, например, в пятницу быть в Лен. области, в субботу - уже в Тверской, в воскресенье - в Московской, а в понедельник вернуться в Санкт-Петербург. Мне это очень нравится. Мы очень часто гастролировали и много где бывали: на морях, в горах, жили в деревнях. Из минусов - это нестабильная работа. Сегодня она есть, а завтра - нет. Нет людей - нет концертов, и, соответственно, нет денег. А просто так тебе никто не заплатит. Иногда эта работа выматывает.
- Часто ли приходится гастролировать?
- Сейчас, в условиях пандемии, конечно, тяжеловато. А до пандемии мы очень часто гастролировали. Мои родители со своим цирком могли уехать на полгода-год. Я им звоню, а они говорят: «Мы сегодня в Саратовской области», а завтра они уже в Тамбовской или Рязанской. И я каждый раз сбивалась со счета, где они находятся. Когда я работала в Большом цирке, мне гастролировать было тяжело, потому что я училась в университете. Но если были каникулы, то я могла уехать на 1-2 недели. Лето-это вообще самый пик. Мы на 3 месяца постоянно куда-то уезжали. Либо на моря, либо работали в деревнях. Сейчас тоже приходится гастролировать. Мои родители недавно вернулись с гастролей.
- Как ты думаешь, каждому ли под силу освоить такую интересную и творческую профессию?
- Да, было бы желание. Каждый может.
- Какими качествами должен обладать артист цирка?
- Нужно не бояться сцены. Когда выходишь к зрителям, необходимо всегда улыбаться. Стоять с каменным лицом там нельзя. И, конечно, стрессоустойчивость, терпение и сила воли.