Оказалось, что из-за проблем с бумагой, краской и прочими расходниками страдают не только ЕГЭ и ВКР, но ещё и литература. Издательства повышают цены на книги уже с 4 апреля. Это заставляет насторожиться: ребята и без того читают все меньше, а теперь их желание может и вовсе сойти на нет - или электронные книги всё же нас спасут? Мы опросили ребят 15 - 21 лет, чтобы узнать,
какой формат они предпочитают чаще всего, а также о том, как они относятся к
последним изменениям. Подробнее — в инфографике.
Печатные почти победили
Все-таки опрос показал,
что 70% ребят продолжают покупать печатные книги. Причины всё те же, что и пять лет назад: во-первых, они
красиво оформлены, в них можно оставлять пометки и закладки, а еще можно
пальцами ощутить, сколько же страниц уже было пройдено; во-вторых, для новых
книг можно интересно оформить свою мини-библиотеку. И кому не нравится аромат
толстого переплета страниц, который погружает каждого из нас в ту атмосферу,
где границы между реальностью и выдумкой стираются?
Но в мире смартфонов и
онлайн-шоппингов нам не обойтись без электронных форматов: некоторые издания выходят
только в PDF-файлах, а ценные экземпляры той же научной литературы не выдадут
на руки любому желающему. А ведь еще
учебники приходится таскать в школу! Так
что, электронные книги выручают, как никогда: и дешевле, и легче, и проще
купить. Правда, по этому же опросу, ежедневно электронные книги читают неделю
только 16% ребят, что почти в два раза меньше чем у ребят, которые пользуются
бумажными. Интересно, с чем это связано: с
жанром или, все-таки, с форматом?
Мы решили спросить Марата Каюмова, литературного
редактора издательства электронных книг «LIVREZON» о том, какой из форматов
более востребован на рынке.
- На Ваш взгляд, есть ли
сейчас конкуренция между печатными и электронными изданиями?
«Нельзя
противопоставить все печатные издания – всем электронным. Такое обобщение будет
ошибкой. «Война и мир» не конкурирует с электронной версией «Ясно, понятно» на
«Литресе». Для того, чтобы говорить
о конкуренции, мы должны конкретизировать задачу до какой-то определенной
модели потребления. Скажем, детская литература – это совершенно точно история
про бумажные книги. Или: читая перед сном художественный роман, я хочу держать
в руках физический экземпляр, а не всматриваться в экран смартфона.
Другая ситуация – если
говорить о нон-фикшн и профессиональной литературе. Ее читают под задачу, когда
нужно найти решение, ответ на вопрос. Работая с электронным изданием, сделать
это проще. В такой модели потребления, действительно, можно говорить о
конкуренции между печатными книгами и цифровыми «читалками». Но если вы хотите
знать, кто на рынке более востребован, я отвечу: “Пираты”».
-
Каким Вы видите будущее печатных изданий в связи с
последними событиями (повышение цен на краску и бумагу, а, соответственно, и повышение
цен на книги?)
«Я не знаю, насколько
вырастут цены. В СМИ пишут, что уже в
марте этого года книги в рознице подорожали на 20%. Я, ради интереса, залез на
сайт «Читай-города». Книга «МИФ»'а, которую я купил в декабре за тысячу рублей,
сейчас стоит почти полторы. И это все еще старый тираж 2020 года… Я не знаю, будут ли доходы читателей достаточны, чтобы покупать книги по таким ценам.
В конце концов, я не знаю, как нынешняя обстановка повлияет на культурный уровень потребителей. Нельзя исключить такой сценарий, что попросту пропадет спрос на знание. Вот это действительно страшно.Мне бы не хотелось «сталкивать лбами» печатные и электронные издания, пытаясь понять, кто и на ком потопчется в будущем. К сожалению, приходится думать о другом: сохранится ли вообще потребность знать, понимать и думать?»
И
все же, только цены за книги
останавливают нас на пути к знаниям? Но почему тогда в библиотеках,
в которых прочесть книжки можно бесплатно, аудитория становится меньше на 8,7 миллионов человек. Поэтому остается только догадываться, что мешает нам сесть
за книги: цены или, все-таки, желание?