
Марго, 24 года
В 20 лет я бросила учёбу на художника-технолога по сценическому костюму.

Решение о поступлении во второй раз я принимала долго — много сомневалась, но понимала, что без завершённого образования не успокоюсь. Хотелось снова побыть студенткой и почувствовать, как следую своим желаниям.
Перед поступлением я долго узнавала всё об МГУ — искала в интернете план обучения, информацию о преподавателях, учебниках, порядке обучения в целом — в общем, всё, что есть в интернете. Потом взвесила все «за» и «против» и поняла, что хочу именно в этот вуз и на этот факультет. Думаю, что сейчас — лучшее время для того, чтобы менять свою жизнь.
Конечно, я немного волнуюсь, что не смогу понять одногруппников из-за разного опыта и возраста. Но, надеюсь, такого не случится: мне кажется, что искренность, отзывчивость и интерес друг к другу помогают найти общий язык с кем угодно.
Сейчас я точно на правильном пути - несмотря на все страхи и сомнения. Я ищу себя, и это здорово!
Александр, 22 года
Я решил получать другое образование, когда понял, что мне нужна профессия, в которой успех будет зависеть только от меня: хочу быстрый, понятный и легко монетизируемый результат. Думаю, что журналистике всё именно так и работает — делаешь материал, получаешь фидбек и гонорар, двигаешься дальше.
Поступать заново долго не решался — страх просчёта с профессией наложился на творческий кризис и затяжную депрессию. Но потом понял, что результаты ЕГЭ действуют последний год, а в СПбГУ я хотел учиться ещё до КиТа. Было бы обидно упускать этот шанс.

Лилия, 22 года
С филфака РГПУ им. А.И. Герцена поступила в Столичный Бизнес-колледж на IT-специалиста.
Изначально филфак мне нравился: были потрясающие люди, на все пары я ходила с удовольствием. Но на третьем курсе случился конфликт с преподавателем, из-за которого пришлось многое переосмыслить. Я поняла, что филология — не совсем моё, бросила Герценку и переехала в Москву.
Там я долго искала себя, пыталась понять, чем могу заниматься. Выбор пал на, казалось бы, максимально непохожую профессию — программирование. Я хотела мало делать и много получать, а мало делать для меня — считать. Программирование большей частью строится именно на математике, а ещё там много общего с языками — так что филологическое прошлое мне сильно помогло.
Но колледж, честно говоря, удивил: даже по непрофильным предметам преподаватели — увлечённые и интересно подающие материал. А одногруппники, которые сначала показались «мелочью — очень яркие люди. Правда разница в возрасте чувствуется: есть некоторые темы, на которые с ними до сих пор тяжело общаться.

Екатерина, 47 лет
Завершила второе образование в 2020 г. — спустя почти 20 лет после учёбы на филфаке поступила в Северо-Кавказский социальный институт на юриспруденцию
Я бы с удовольствием работала по первой специальности «учитель русского языка и литературы», если бы не низкая зарплата, — дети меня любили, а проблем с объяснением материала никогда не возникало.
Не могу сказать, почему именно решилась менять направление, но случилось это на втором курсе. С третьего курса я совмещала учёбу на филологическом факультете с профессиональной переподготовкой по юриспруденции, а после — полностью погрузилась во вторую специальность. Сейчас работаю в юридическом управлении в минерально-химической компании.
С 2019 года все юристы обязаны получить высшее образование или кандидатскую степень, чтобы представлять своих клиентов в суде. Я человек взрослый: когда поняла, что могу остаться вне профессии, приняла решение почти сразу. По специальности работаю очень давно, с 1998 года — до недавнего времени профессиональная подготовка, которую я проходила в институте, позволяла заниматься юриспруденцией без высшего образования.
С одногруппниками мы ладили отлично. Я училась заочно: эта форма обучения предполагает, что студенты уже работают. Большая часть группы была примерно моего возраста — это люди, оказавшиеся в той же ситуации, что и я.
Со мной учились представители совершенно разных профессий: были и полковники полиции, и представители структур ФСБ, и помощники судей, которые заканчивали магистратуру во взрослом возрасте и претендовали на их место.
