Идея создать это соревнование, кажется, возникла почти случайно: уже был полигон для испытания больших роботов, которые делали по заказу МЧС. Но тут организаторы подумали: а почему бы не сделать такой же полигон для детей? И вот за спонтанной мыслью возник "Кубок", первые соревнования в 2013 году и эмоциональные победы юных участников.

В последнее время робототехника оказалась популярным увлечением у ребят. Почему детям это стало интересно и как будет меняться эта тенденция?
- Детям всегда интересно делать то, что само передвигается, шевелится. Раньше это были конструкторы - все помнят о них из детства, еще с советских времен - из которых можно было собрать какой-то стационарный объект. Единственный привод, который был в них доступен – это обычная резинка, которую можно было закрутить и самолетик бы полетел. Сейчас, во-первых, появились тематические lego-наборы с контроллером, который можно программировать. У детей появилась возможность с помощью подручных средств реализовать свою мечту – сделать что-нибудь, чем можно управлять и что будет ездить.
Во-вторых, возникло большее количество информации, курсов, статей, как самим собрать из каких-нибудь деталей то, что может ездить. Причем, это доступно по цене: можно либо купить готовый набор, либо прийти в магазин и приобрести необходимые детали, но это для детей постарше. В общем, доступность большого количества информации и материалов и сподвигнули робототехнику активно развиваться.
Ребятам это и дальше будет интересно или тенденция на интерес к робототехнике упадет?

У многих людей робототехника до сих пор ассоциируется с чем-то сложным, непонятным, требующим большого багажа дополнительных знаний. Может обычный человек, который вообще никогда не занимался робототехникой, собрать своего робота?
- Сможет. Сейчас продается большое количество готовых наборов, в котором пошагово расписаны действия для сборки. Лего, к сожалению, ушел с нашего рынка, но появились его аналоги: например, Bela, Lepin, Mould King.Обычно участник собирает робота, приезжает и проверяет, насколько собранная им конструкция способна пройти эту полосу препятствий, скажем так. У нас так в самом начале соревнований ребята приезжали со своими лего-роботами, видели какую-то покрашенную доску – на которую надо было заехать – и садились играть в телефоны. Их робот заезжал и быстро разваливался. Они пересобирали этого робота, делали его прочнее и приходил на следующие соревнования.
И со временем ребята стали откладывать свои телефоны и всерьез начали заниматься проектированием своих роботов – перенимали идеи у соседа, внедряли что-то у себя. Так постепенно и развивались – и отношение к робототехнике становилось серьезнее.
Как вы думаете, эти знания могут помочь ребятам в будущих профессиях. Как, например, происходит в последнее время c IT?
- Робототехника так или иначе скоро войдет во все сферы жизни. Сейчас не зря появляются роботы в виде игрушек или в виде людей – чтобы их можно было внедрить в повседневную жизнь. Так называемые роботы-компаньоны, которые активно развиваются в Японии.
Сейчас роботы есть в космосе, в сельском хозяйстве – уже даже есть соревнования для них: например, "АгроНТРИ: Агророботы". Такие соревнования показывают, что робот может активно применяться и в таких отраслях – умные теплицы и прочее.

То есть для ребят это не только хорошая возможность попробовать себя в профессии, но и попытка узнать – смогут ли они в ней состояться?
- Часто робота для соревнований собирает не один человек, а целая группа. Один разрабатывает конструкцию, второй, устанавливая электронику, делает его подвижным, третий при помощи программ учит робота ориентироваться в окружающем мире.
Но есть и еще одна немаловажная профессия - оператор робота: управлять роботом - это тоже искусство. И по опыту наших соревнований это очень заметно. Иногда у ребят прекрасные роботы, но на самом выступлении оператор так сильно нервничает, что у него ничего не получается. Робот падает на полигоне, снимается с соревнований и проигрывает.
А есть у нас участница – оператор с лего-роботом. И она побеждает, потому что на соревнованиях всегда спокойна, сдержана и сосредоточена. Умение управлять чем-то роботизированным – это тоже важный навык, да и к тому же, хорошая профессия, ведь не везде можно внедрить автономных роботов. Как например, при обезвреживании каких-то опасных объектов.
Поэтому соревнования по робототехнике это возможность на раннем этапе познакомиться со многими профессиями: программист, конструктор, электронщик, технический дизайнер, научиться работать в команде.