Год начался с неожиданных результатов одного исследования: оказывается, более 90% педагогов не представляют и не знают о том, как развивается мозг ребенка, да и в целом, что происходит с ним, когда он взрослеет. Вместо этого все усердно верят в мифы. Что и говорить, а выводы кажутся плачевным. Поэтому мы решили поговорить с Баляковой Анной Александровной, кандидатом биологических наук, научным сотрудником ИФ РАН Института физиологии им. И.П. Павлова о том, какие вещи нужно иметь ввиду учителям и родителям, а также как применять эти знания на практике.
О чем не знают учителя?
На самом деле отметка в 90% вызывает удивление - все-таки об особенностях физиологии школьников рассказывают и на курсах, и в вузах. поэтому скорее всего, об этом знают (или хотя бы слышали), но на практике это не применяется.
А при обучении детей нужно в первую очередь знать о возрастных кризисах, как, например, трех - семи лет, когда ребенок воспринимает мир совершенно по-другому.
Во-вторых, стоит понимать, как адаптируется школьник к жизни, будь он в 1-м или 9-м классе. Это время, когда у него меняется система ориентации: он решает, куда идти, кем быть, что делать.
В третьих, есть разница между мальчиками и девочками. Исследование показывает, что девочки быстро включаются в деятельность и также быстро устают. Мальчики же включаются намного позже. Ну и последнее - это способы включения, запоминания ребенка: есть визуалы, аудиалы, дигиталы, кинестетики.
И отсюда возникают особенности в поведении. Наверное, видели таких детей, которые, когда говорят, теребят что-то в руках. При этом они так лучше воспринимают информацию, хотя и могут выглядеть как люди, которые не слушают и не сидят ровно. А многие педагоги что говорят? Сядь ровно, перестань в руках что-то держать. И это то, что как раз таки мешает воспринимать и усваивать информацию.
А подростки?
Подростки - отдельная история. У них выбрасывается такое количество гормонов, что они подчас и сами не понимают, что с ними происходит. Так что задача каждого педагога - знать и понимать все эти особенности.
Например, есть ребята, которым сложнее сразу же войти в учебный процесс, поэтому их пересаживают на последние парты. А если взять и пересадить на первые, им будет гораздо легче включиться, и они не будут мешать ни учителю, ни одноклассникам. Это как раз-таки то, что позволит ему меньше отвлекаться. Просто нахождение на разных партах.

Для подростка очень важно, чтобы он сам захотел что-либо делать. Здесь, как в случае с детьми, нельзя просто взять и заставить. Нужно расположить его к себе так, чтобы ему самому хотелось идти на занятия. Тогда он будет делать все.
А вот если заставлять делать все это из под палки, то хорошей работы точно не получится.
Что нужно делать?
На мой взгляд, лучшее средство как для учителей, так и для родителей - это относиться с уважением и заботой к ребятам, вне зависимости от возраста. Причем в этих взаимоотношениях нужно устанавливать рамки, чтобы не допускать разболтанности и прочего. Но в этих рамках учитель или родитель может поддержать, если у ребенка что-то не получается, он что-то не сделал.

Есть ситуации, когда ребенку сложно отвечать у доски перед всем классом. Я в таких случаях предлагаю отмечать какие-то качества у ученика перед его одноклассниками. Например, сказать: “Вот видите, какой Вася молодец, с каким выражением он рассказал стихотворение”. Ведь так учитель может сформировать не только личное отношение к этому ребенку, а еще у целого класса.
Иногда бывают дети, которым сложно усидеть на месте. Это особенно малыши, да и дети постарше тоже. Можно в какой-то момент попросить ученика пойти помыть тряпку, в чем-то помочь учителю.

Помимо заботы и уважения, детям важно объяснять понятно и спокойно, что от них требуется и каким образом. И, конечно же, в его старания, в самого ребенка верить. Не идти к специалистам или ругаться после первого промаха, а терпеливо ждать, пробовать другие способы, быть вместе. Конечно, если родителям с этим легче справиться, то учителя могут возразить: “Как же, у меня 30 учеников в классе”. Но для того, чтобы успевать следить за особенностями развития каждого, есть школьные психологи, которых проходят дети и у которого обо всем этом также можно узнать.