С развитием искусственного интеллекта, его стали добавлять буквально во все сферы, и образование не стало исключением: дети стали делать уроки с помощью ChatGPT, а проверять сочинения вместо учителей тоже предлагали роботам. Так еще родители все активнее переводят детей в онлайн-школы и записывают на курсы в интернете. И в ответ на это появляется вполне логичный вопрос: неужели школа больше не нужна? Так вот, эксперты Института образования НИУ ВШЭ нас успокаивают: школа из жизни подростка никуда не денется, вот только в следующие десять лет она может сильно измениться. В ней появится и искусственный интеллект, и индивидуальные программы. Как это будет? Эксперты рассказали нам о нескольких сценариях.
Сценарий 1. Школа останется социальным институтом, но станет международной
В таком формате школа останется все той же: с ежедневными уроками, контрольными и учителями. Причем у последних, по прогнозам экспертов, должно сильно прибавиться свободного времени за счет того, что все программы будут прописаны и для урока останется придумать только как подать материал. Но учитывая загруженность учителей сейчас, едва ли их освободят от кучи отчетов и прочей бумажной волокиты.
Зато это может освободить родителей от лишних затрат, потому что помимо обычного школьного образования у школ и педагогов появится своя цифровая система с международными курсами, которые буду проводить преподаватели школ и вузов. И все это абсолютно бесплатно. Раньше в России была такая платформа - Cuorsera, правда сейчас Россия вышла из нее. Это значит, что совместно с заинтересованными странами можно создать альтернативную площадку, конкуренции у которой не будет вовсе.
Сценарий 2. Родители сами займутся образованием детей

А учитывая, что 75% родителей считают школьную программу недостаточной, тенденция к организации образования детей, в будущем будет только укрепляться. И тогда классические школы могут оказаться в кризисе: большинство учеников ученики уйдет на курсы и к репетиторам. Причем не по классическим школьным предметам, а, скажем, по программированию или дизайну. Такие курсы помогут получить навыки, необходимые для будущей профессии.
Тогда на замену классическим школам придет множество курсов, из которых и буду выбирать школьники и их родители. Они будут различаться по продолжительности, глубине, стоимости. Правда в такой системе образование может стать менее доступным, так как любая образовательная услуга станет платным, а конкуренция на рынке вряд ли позволит снизить цены до уровня семей с низким доходом. Разве что появятся "базовые" курсы, которые вряд ли будут лучше современных школ.
Сценарий 3. Родители продолжат отдавать детей в школы, но программы сильно изменятся
Если родители все же не будут готовы брать всю ответственность за образование детей на себя, то появляется еще один вариант развития событий - профильные школы. Сейчас во многих учебных заведениях появляются так называемые предпрофессиональные классы и предуниверсарии - места, в которых ребенок получает не только образование, но и обучается профессии, может понять, нравится она ему или нет. Причем запрос на появление таких школ есть: 42% старшеклассников по-прежнему не знают, какую профессию им выбрать.
По своему принципу школы при этом сценарии станут напоминать образовательные хабы, предлагающие образовательные продукты. И образованию, скорее всего, это пойдет только на пользу. Потому что между школами, наконец, появится естественная конкуренция. И чтобы привлечь к себе больше обучающихся, придется постараться: экспериментировать с формами обучения, придумывать новы концепции и формировать идеальный состав учителей (а значит и повышать им зарплату). Только так получится замотивировать школьников учиться, а значит и выиграть в этой конкуренции.
Сценарий 4. Школа перестанет быть социальным институтом и перейдет в онлайн-формат
Правда, свои минусы у этого тоже есть. И они точно такие, как у второго сценария - это высокая плата за обучение. Скорее всего при концепции, когда все будет работать в онлайн-формате, это не сможет быть бесплатно. Все потому что помимо учителей и директоров в процессе будут задействованы программисты, рекламщики, дизайнеры и т.д. А в системе платного образования всегда появляется неравенство.
Но, как говорят эксперты, в России этот сценарий практически невозможен в ближайшие 10 лет.
