По данным Табитуриента.ру, средняя стоимость обучения в год составляет 184 526 рублей. Сумма не маленькая, но есть цифры и покрупнее: например, в МГУ им. М.В.Ломоносова очная учеба на профиле "Журналистика" обойдется в 409 610 тысяч рублей в год. А в НИУ ВШЭ еще дороже - 590 тысяч.
Согласитесь, не каждая семья сможет осилить хотя бы первые 2 курса, а о последующих годах и подумать страшно. Однако даже в таком случае найдется выход: перевод на бюджет с платного отделения.
Рассказываем, как это сделать и кто может претендовать на перевод.

Кто может перевестись?
Согласно приказу Минобрнауки России от 06.06.2013 №443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное», перевестись на бюджет могут студенты любой формы обучения: очники, заочники, вечерники.
Причем переводиться можно как внутри своего вуза, так и в другую организацию (если в ней, конечно, есть свободные места).
Правда, перевестись сможет не каждый желающий. Во-первых, вы должны быть как минимум второкурсник. Так что студентам младших курсов придется отучится и сдать, по крайней мере, две сессии, чтобы члены приемной комиссии понимали, с какими результатами они будут иметь дело.
Поэтому советуем потратить отведенное время с пользой: у вас не должно быть задолженностей как академических, так и по оплате учебы.
Первое условие перевода - хорошая успеваемость: если вы закроете сессии за два последних семестра без троек, то вполне можете претендовать на бюджетное место. Но существуют и другие причины, по которым вы можете подавать заявление:

С подробностями пунктов советуем ознакомиться отдельно - их вы найдете в приказе от Минобрнауки №443
UPD: Знакомьтесь, это - Катя Боганькова, студентка 2 курса СПбГУ. Она очень сильно стремилась попасть на бюджет при поступлении, но не вышло. Отучившись какое-то время, Катя решила попробовать перевестись с платного на бюджет: из списков она узнала, то на ее курсе как раз появились вакантные места. К тому же, студентка попадала под одну из льгот: она является "гражданкой до 20 лет родителя-инвалида 1 группы из неполной малоимущей семьи".Как перевестись?
Для начала проведуйте деканат или просмотрите сайт вуза, чтобы узнать всю необходимую информацию о наличии свободных мест. Публикуют положение о переводе, как правило, не меньше, чем два раза в год: после сессии или перед началом нового семестра. Вы узнаете не только о том, на каких направлениях есть свободные места, но также о сроках подачи заявления и других нюансах.
Следующий шаг - подача заявления. Его форму вы можете узнать как в деканате/на сайте, так и воспользоваться шаблоном (но об этом лучше уточнить в своем университете). В нем вы должны указать причину, по которой вас должны первести. Как правило, студенты пишут о том, что у их семьи нет финансовых возможностей оплачивать учебу. Только имейте в виду, что подтверждать причину придется документами, в том числе о своих льготах.
Все. А дальше в университете собирается специальная комиссия, которая рассматривает ваше заявление, затем и решает: отказывать вам в переводе или нет. Правда, пока приказ не вступит в силу, вы будете числиться студентом коммерции и платить, соответственно, а эти дни вам тоже придется.


Мы попросили Катю дать несколько советов тем, кто планирует переводиться с платного отделения на бюджет:

Кого могут не перевести?
Если вы переводитесь с платного на бюджет в рамках одного направления - скажем, журналистики, - отлично учитесь, то шансы на перевод у вас заметно увеличиваются. Но есть причины, по которым в остальных случаях перевести с одного отделения на другое не получится.
Во-первых, если просто нет вакантных мест в вашем вузе. Тогда у вас два варианта: либо подождать следующего семестра, либо посмотреть свободные бюджетные места на перевод в другом вузе. Но и здесь могут возникнуть трудности: члены специальной комиссии изучают учебные планы, разницу в дисциплинах и количестве часов. И в лучшем случае они могут потребовать досдать предметы в течение определенного срока. А в худшем - отказать в переводе.
Во-вторых, если вы переводитесь совершенно на другое направление. Допустим, вы учились на журфаке, а захотели пойти на инженерный. Скорее всего, в таком переводе вам откажут просто потому, что изучаемые дисцилпины на факультетах слишком разные. А по правилам, академическая разница должна составлять максимум 10 предметов.
Ну и в-третьих, если в заявлении вы указали причину, но не подтвердлили ее соответсвующими документами о том, что вы, например, льготник или из малоимущей семьи.
Но если перевестись на бюджет все-таки не удалось, а отчисляться вы тоже не собираетесь, тогда остается два варианта: воспользоваться скидками в своем университете или же возвратом налогового вычета (вы можете 13% от суммы, заплаченной за учебу).